0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем лучше иридиевые свечи зажигания от обычных

Иридиевые свечи зажигания. Отзывы, срок службы, плюсы и минусы – МОЯ ПРАВДА

Свечи зажигания достаточно важный элемент в двигателе автомобиля. От их работы зависит многое – устойчивая работа, пуск (как холодный, так и горячий), расход топлива и даже мощность. Поэтому производители постоянно работают над этим элементом, усовершенствуя его. Одним из таких «эволюционных скачков» является – иридиевая (некоторые называют платиновая) свеча. Однако если читать отзывы в интернете, то мнения расходятся категорически! Одни пишут что это «чудо из чудес» со всеми плюсами, которые я перечислили выше (еще и срок службы огромный). Другие пишут — что изменений нет вообще, а мотор работает даже хуже! А ГДЕ ЖЕ — ПРАВДА? Я имел опыт обращения с такими элементами, а поэтому есть что рассказать и показать, давайте подумаем над плюсами и минусами (как обычно будет видео версия в конце) …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Иридий металл
  • Проблемы обычных свечей зажигания
  • Зазор и сопротивление
  • Иридиевые или обычные – что лучше?
  • Поставил иридиевый вариант, а машина стала работать хуже
  • ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
  • МОЙ ОТЗЫВ
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ
  • ГОЛОСОВАНИЕ

В самом начале хочется немного рассказать об иридии и платине. Ходят слухи — что это одно и тоже. Это не совсем так, конечно иридий это металл платиновой группы, но это переходный элемент, да и методы производства немного другие (про это поговорим чуть ниже). А вот платиновые варианты (например BOSCH Platinum) имеют действительно платиновый, но очень тонкий центральный электрод, который заперт (как бы влит) в плотный керамический изолятор.

Хотя справедливости ради стоит отметить — что некоторые производители иридиевые варианты называют платиновыми, либо покрывают места контактов платиной по похожей технологии с иридием (сейчас не в этом суть). Про это у меня будет отдельная статья, так что обязательно следите за блогом.

Впервые видоизменять свечи зажигания начали ещё в конце 20-го века. Тогда гонщики заметили, что уменьшение диаметра центрального электрода позволяло достичь увеличения мощности силового агрегата. Делали это самостоятельно, с помощью мелкого напильника — надфиля.

Однако такие инновации резко сокращали срок службы деталей. Производители учли этот момент и начали поиск сплава, который смог бы увеличить срок эксплуатации свечей в несколько раз. И таким сплавом оказался иридий.

Видео-презентация иридиевых свечей

Понять что свеча иридиевая можно расшифровав артикул, для этого воспользуйтесь заметкой — маркировка свечей.

Обратите также внимание заметку Рейтинг автомобильных свечей, которая поможет вам определится с выбором авто-свечи.

У нас можно купить иридиевые свечи зажигания с доставкой по всей России, в том числе в города: Москва, Санкт-Петербург (СПб), Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Омск, Самара, Пенза.

Какие свечи лучше приобрести

С учетом приведенной выше информации может сложиться впечатление, что иридиевые свечи лучше платиновых. Сразу отметим, что это справедливо, но только частично.

Прежде всего, нужно учитывать общее состояние двигателя и его технологичность. Другими словами, если дорогие иридиевые изделия поставить в обычный атмосферный мотор старого образца с невысокой степенью сжатия, тогда не следует ожидать никакой особой разницы в плане мощности и экономичности.

При этом важно также учитывать, что чистить от нагара платиновые или иридиевые элементы традиционными механическими и многими другими способами категорически запрещено.

Идем дальше. Как показывает практика, низкое качество топлива и количество присадок в нем, а также тяжелые условия эксплуатации на дорогах СНГ не позволяют платиновым и иридиевым свечам выхаживать весь заявленный срок службы даже на полностью исправных ДВС.

Именно по этой причине от общепринятых 100 тыс. км. опытные водители всегда рекомендуют условно отнимать 20-40%, то есть свечи прослужат максимум 60-80 тыс. км. пробега. Что касается цены, в ряде случаев комплект иридиевых элементов обойдется дороже платиновых, при этом общий срок службы фактически будет одинаковым.

В чём отличие свечей зажигания

Раз уж мы заговорили о стоимости процедуры замены, то стоит упомянуть и ценник на данный элемент системы зажигания. Дело в том, что устройства с иридиевыми проводниками стоят гораздо дороже «классических» (в среднем около 3000 рублей за комплект). Стоит сразу заметить, что такая разница в цене весьма оправдана и вот почему:

  1. Обычные свечи зажигания в перспективе долгой эксплуатации медленно, но неуклонно повышают расход топлива движка. Объясняется это естественным износом, которого не лишены и иридиевые элементы, однако в случае с последними срок эксплуатации будет гораздо больше.
  2. Повышение расхода топлива напрямую ведёт к увеличению уровня токсичности выхлопа, так что если вам не безразлична экологическая обстановка на планете, то лучше внести свой маленький вклад в большое дело и приобрести иридиевые свечи.
  3. При одинаковой стоимости процедуры замены обычные свечки зажигания придётся менять гораздо чаще, нежели более дорогие и долговечные иридиевые.

Впрочем, все описанные преимущества иридия уравновешивает ценник на него. Эксперты в области автодела утверждают, что покупка иридиевого комплекта оправдает себя только в том случае, если автомобиль фактически постоянно используется на долгих пробегах и его движок находится в хорошем состоянии.

Если же речь идёт об авто эконом-класса, использующемся не столь интенсивно, то «инвестиции в иридий» вряд ли себя полностью оправдают. Впрочем, итоговый выбор всегда остаётся за самим автовладельцем.

Толстые и тонкие

Можно ли ставить одни и те же свечи на инжекторный и карбюраторный мотор? Можно, потому что всё зависит от искрового зазора. На испытаниях, которые проводили автомобильные журналисты, выяснилось, что иридиевые свечи гораздо легче переносят давление, близкое к порогу искрообразования, в то время как обычные «сдаются», не дотягивая до заветных 16 атмосфер.

В штатной системе зажигания вазовской «восьмёрки» обычные свечи не переносят изменения зазора в любую сторону от рекомендованного. Шаг влево, шаг вправо, — потеря искры. Иридиевые свечи этим нисколько не страдают. При этом свеча самоочищается, потому что искра слегка выходит за пределы центрального электрода.

Преимущества «драгоценных» свечей очевидны – стабильность искрообразования и способность сработать при больших давлениях.

Но испытания на реальном двигателе также показали, что для иридиевых свечей лучше выставить зазор на 1 мм больше, рекомендованного производителем. Иридиевые свечи NGK таким образом при оптимально выставленном зазоре дают до 5% дополнительной мощности мотору.

Проверять зазор свечи перед её установкой строго обязательно.

Как уже стало понятно, срок службы иридиевых свечей дольше, и они делают показатели работы двигателя, в частности мощность и расход топлива, лучше. Но есть у них и недостатки: высокая цена и высокие требования к качеству топлива. Вот почему они не являются обязательными для установки на бюджетные автомобили.

Иридиевые свечи NGK, при условии, что машина заправляется качественным горючим, прослужат как минимум в 2 раза дольше обычных.

Иридий в свечах зажигания

Как выглядят иридиевые свечи зажигания.

Несмотря на то, что свечи называются иридиевыми, этот редкий металл используется лишь в небольшом компоненте устройства. Из него изготавливают верхнюю часть центрального электрода. Именно этот элемент испытывает наибольшие разрушающие нагрузки в процессе искрообразования.

Во-первых, ему причиняет ущерб высокая температура. Во-вторых, электрод страдает из-за электрической эрозии, буквально разрывающей атомы на части. Кроме того, воздействие искры провоцирует окисление металла, поэтому в типовых свечах приходится периодически прочищать искровой промежуток надфилем или кусочком наждачки-нулёвки.

Благодаря своим исключительным физико-химическим свойствам иридий недосягаем для металлов-конкурентов, даже для близкой по качествам платины, которая также часто используется в производстве свечей зажигания. В перечень основных характеристик иридия входят следующие.

  • Тугоплавкость. Температура плавления иридия составляет 2700 °C. Тугоплавкость иридиевого электрода является залогом отсутствия его деформации при прохождении искрового разряда. Благодаря этому искровой промежуток свечи зажигания остаётся неизменным, и данный компонент автомобильного двигателя без ухудшения параметров выдерживает большое количество рабочих циклов. Это косвенно обеспечивает стабильность искры как на холостых оборотах мотора, так и при наборе скорости.
  • Химическая инертность. Другим ценным свойством иридия является химическая инертность. Из всех газов металл более-менее «охотно» вступает в реакцию лишь с фтором. С кислородом, даже при высокой температуре, иридий почти не взаимодействует. Таким образом, при прохождении искры через электрод на нём не образуется окислов, препятствующих горению искрового разряда. Потому-то в процессе эксплуатации свечей зажигания не нужно чистить искровой промежуток между боковым и центральным электродами упомянутой выше наждачной бумагой.
  • Облегчённая эмиссия электронов. Особенность иридия состоит в том, что при воздействии электрического поля он сравнительно легко отдаёт свои электроны проводимости. Это приводит к тому, что для образования искры требуется меньше электроэнергии, чем при использовании стандартных свечей зажигания. Данный фактор обуславливает также стабильность горения искрового разряда в условиях сильного сжатия бензовоздушной смеси в цилиндрах. Облегчённой эмиссией электронов объясняется ещё одно преимущество иридиевых свечей зажигания – отсутствие ущерба от электрической эрозии. Для получения необходимого количества электронов искре не требуется разрушать атомы иридия. Свободных носителей заряда предостаточно в зоне проводимости.

В чем преимущество иридиевых свечей зажигания?

Тем, что при уменьшении диаметра центрального электрода значительно улучшается качество получаемой искры. Кроме того, напряжение, нужное для этого, может быть примерно на четверть меньше. В некоторых независимых тестах можно увидеть, что искра от обычных свечей могла быть красноватой или жёлтой. А иридиевые свечи зажигания всегда давали интенсивный белый свет искры. Это означает, что она максимально качественная.

В результате фронт воспламенения топливной смеси получается больше и равномернее. Это приводит к улучшенному сгоранию её и увеличению мощности двигателя. Этот процесс имеет ещё и приятные побочные эффекты: расход топлива снижается, выхлоп становится чище, а работа мотора — устойчивее. По разным данным, можно ожидать прироста мощности около 4-5 %. Расход топлива уменьшается до 5-6 %, по сравнению с обычными свечами зажигания.

Что следует учитывать при выборе

Учитывая все вышесказанное, на вопрос, какие свечи лучше, иридиевые или платиновые, можно ответить в пользу первых. Однако справедливо это утверждение лишь частично. Принимая решение о том, что использовать в системе зажигания, следует обязательно учитывать тип двигателя, его износ и состояние цилиндро-поршневой группы. Так, нет никакого смысла ставить дорогие свечи в обычный карбюраторный двигатель с низкой степенью сжатия. Там они не раскроются в полной мере, поэтому нет никаких причин платить больше.

Видео: Тест свечей зажигания на стенде

Если же при этом двигатель еще и страдает масложором, то можно и вовсе считать, что деньги выброшены на ветер. В этом случае на электродах скапливается сажа и нагар, поэтому работать они будут ничем не лучше медных. Ситуация усложняется тем, что при необходимости почистить свечи владелец не сможет воспользоваться ни механическими, ни химическими способами – сделать это можно только прокаливанием на огне. Использование некачественного топлива с присадками для повышения октанового числа способствует образованию трудноудаляемой окалины на токоведущих частях самых технологичных свечей. По этой причине ни о каких 100 тыс. км пробега не может быть и речи – в лучшем случае свечи «отходят» на 30-40 тыс. км дольше обычных.

А вот на высокотехнологичных двигателях с рабочим объёмом более 2 000 куб. см иридиевые и платиновые свечи зажигания покажут всё, на что они способны. Более высокая скорость искрообразования как нельзя лучше подходит для работы на высокооборотистых моторах. Термическая стойкость позволяет минимизировать износ электродов даже в том случае, когда свечи используются в моторах, работающих на пропане. Этот газ горит при более высокой температуре, чем бензин, поэтому обычные свечи не могут отработать даже тот небольшой ресурс, который закладывает производитель.

Из-за способности эффективно поджигать даже самую бедную горячую смесь, платиновые свечи показаны для моторов с турбонагнетателями и интеркулерами. В этом случае владелец получит выигрыш в экономичности, приросте мощности и в надёжности. Традиционные свечи попросту не рассчитаны на работу с такими нагрузками и столь сложным температурном режимом, поэтому могут отказать в любой момент. А вот изделия из драгметаллов без проблем справляются с перегрузками и оправдывают каждый вложенный в них рубль. Убедиться в этом вы сможете, взглянув на представленный ниже рисунок, где показана скорость возгорания топливной смеси при использовании свечей зажигания трёх типов.

Автовладельцев интересует вопрос, свечам какого производителя отдать предпочтение. Сделать выбор сегодня трудно, ведь в торговой сети представлена продукция множества именитых производителей. В первую очередь выбирают платиновые свечи NGK, BOSCH, DENSO, BRISK, CHAMPION и других известных марок. Они являются «золотой серединой» между ценой и эксплуатационными преимуществами. Более дорогие изделия из иридия оправдают вложение только при установке на мощных современных моторах, да ещё и при заправке высококачественным топливом. Только при соблюдении этих условий можно рассчитывать на их эффективную работу и расчётную долговечность. В остальных случаях они будут работать ничуть не лучше платиновых, так зачем же платить больше?

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector