Чем отличается дот 3 от дот 4
Какие тормозные жидкости бывают
- Какие тормозные жидкости бывают
- Происхождение стандарта DOT
- Классы DOT и характеристики
- DOT 3
- DOT 4
- DOT 5
- DOT 5.1
- Отличия классов тормозных жидкостей
- Взаимозаменяемость разных классов
Определенные требования предъявляются к абсолютно любой части машины, и не важно, что это: конструктивная составляющая (например, колесо) или моторное масло. В данной статье мы уделим внимание классам тормозных жидкостей, которые отмечены в американском стандарте безопасности DOT (Department of Transportation).
- Происхождение стандарта DOT
- Классы DOT и характеристики
- DOT 3
- DOT 4
- DOT 5
- DOT 5.1
- Отличия классов тормозных жидкостей
- Взаимозаменяемость разных классов
Происхождение стандарта DOT
Классификационные требования к тормозным жидкостям были созданы экспертами Департамента транспорта США (United States Department of Transportation или просто DOT). Этот центральный орган управления в области транспорта был основан в 1966 году и официально начал свою деятельность в 1967 году. Департамент возглавляет министр транспорта Америки, которым с 2013 года является Энтони Фокс.
Согласно данной классификации, все жидкости разделили на несколько специальных групп (классов), имеющих свой набор свойств. Поскольку именно этот вариант классификации сочетал в себе самые адекватные требования, то с ним согласились практически во всех уголках мира, выделяя классы тормозных жидкостей именно по DOT.
Классы DOT и характеристики
DOT 3
Состав DOT 3 являет собой наиболее простое соединение гликолей, что и объясняет сравнительно низкую стоимость данного класса тормозной жидкости и его высокую популярность. Представители DOT 3 быстро впитывают в себя влагу, что вызывает стремительное снижение температуры кипения.
Средний срок службы таких жидкостей составляет меньше 2-х лет, причем их вязкость не самая высокая среди остальных вариантов (при температуре -40 она составляет 1500 мм2/с, что является средним показателем). DOT 3 по праву можно назвать «золотым стандартом» среди тормозных жидкостей. Температура кипения свежего (сухого) вещества равняется 205°C, а кипение мокрой (старой) жидкости достигает 140°C. Цвет DOT 3 бывает не только янтарным, но и прозрачным.
Зачастую тормозная жидкость DOT 3 используется в транспортных средствах, оборудованных либо барабанным типом тормозов, либо дисковыми тормозами на передних колесах. Но если на вашей машине установлены резиновые тормозные прокладки, тогда лучше поискать другой вариант, тем более, что агрессивность жидкости проявляется еще и по отношению к лакокрасочному покрытию. Хорошей альтернативой устаревшему стандарту DOT 3 является более современная жидкость под маркировкой DOT 4, хоть по популярности она пока не смогла вытеснить с рынка своего предшественника.
DOT 4
Приставка в виде цифры «4» возле аббревиатуры DOT указывает на присутствие в составе соединений, связывающих конденсат воды. Если принимать во внимание ГОСТ, то тормозная жидкость никак не сертифицирована, а единственный действующий правовой документ в этой области – это ГОСТ 29200–91, регламентирующий графическое обозначение всех тормозных жидкостей, причем не важно, изготовлены они на нефтяной или не нефтяной основе.
В данном случае, нас больше интересует второй вариант, ведь DOT 4 является представителем именно этого класса. Данный символ представлен в виде желтого восьмиугольника, дополненного черной каймой, в центре которого находится схематическое изображение черной тормозной системы. Если символ полностью перечеркнут, значит, использовать такую жидкость нельзя.
В основе DOT 4 лежат простые линейные полиэфиры с двумя OH-группами. Обычно производители применяют полиэтиленгликоль, однако, учитывая характерные особенности жидких полимеров и различные добавки, которые создают комплексные соединения с гликолями, указанное на упаковке название может звучать по-другому.
Согласно требованиям стандарта, температура вскипания DOT 4 не должна быть ниже 250°C, а для состава, сорбирующего влагу из воздуха (до 3,5%), разрешается снижение указанного значения до 165°C. Показатели вязкости не должны превышать 750 м2/с, только не стоит путать этот показатель с понятием «плотности». Антикоррозийные свойства, которыми обладает данная жидкость, зачастую связывают с кислотностью, а безопасным диапазоном считается нахождение значений рН в пределах 7,0 – 11,5 единиц.
DOT 4 отличается от DOT 3 присутствием в составе специальных добавок (боратов, хотя могут использоваться и другие), которые способны связывать воду, попадающую в тормозную жидкость из воздуха. Если же добавить еще немного различных присадок, то мы получим тормозную жидкость под названием DOT 5.1 (применяется в спортивных автомобилях).
Обратите внимание! DOT 4 можно совмещать с DOT 3, DOT 4.5, DOT 5.1, но она не сочетается с силиконовыми составами DOT 5, DOT 5.1 (ABS).
DOT 5
Благодаря свойствам силикона (на его основе изготавливаются тормозные жидкости класса DOT 5), характеристики таких составов практически идеальны. Так, следует отметить высокую температуру кипения, стабильно низкую вязкость, способность к отталкиванию лишней влаги, отсутствие агрессивного влияния на детали, изготовленные из резины, металла или имеющие окрашенные участки. Более того, продукты этой категории могут похвастаться долгим сроком службы, достигающим 4-5 лет.
Правда, нельзя не упомянуть и о некоторых недостатках жидкостей DOT 5. К примеру, отталкиваемая вода не смешивается с жидкостью и может накапливаться в нижних отделах тормозной системы, а ее замерзание там при низких температурах часто мешает работе всех важных элементов. Более того, указанный класс тормозных жидкостей также отличается и высоким уровнем насыщаемости воздухом (аэрации), из-за чего DOT 5 нельзя использовать на транспортных средствах с установленной антиблокировочной системой.
DOT 5.1
Температура кипения тормозной жидкости DOT 5.1 является самой высокой среди всех остальных классов, причем вязкость состава несколько ниже, чем у других представителей описанной классификации, а значит, она может свободно перемещаться по системе, тем самым способствуя повышению рабочей эффективности тормозов автомобиля. Благодаря этой особенности состав DOT 5.1 используется в гоночных, спортивных машинах и даже мотоциклах. К сожалению, из-за активного впитывания влаги, срок службы данного состава не слишком высок (примерно 1 год), к тому же, как и другие представители гликолевых жидкостей, они способны разъедать краску, хоть резиновые детали и не страдают.
DOT 5.1/ABS
Отдельная группа тормозных жидкостей под названием DOT 5.1/ABS предназначается для транспортных средств с установленной антиблокировочной системой, а также для машин, работающих в тяжелых условиях.
Представители данного класса обладают смешанным составом и одновременно содержат силикон и гликоли. Такая тормозная жидкость может продемонстрировать хорошие смазочные свойства, а также она имеет высокую температуру кипения и дополнена специально разработанным пакетом присадок. В любом случае, наличие гликолей в составе этой жидкости делает ее более гигроскопичной, что ограничивает срок службы двумя годами.
Отличия классов тормозных жидкостей
Как мы уже упоминали выше, классификация тормозных жидкостей DOT распределяет все составы на виды в соответствии с температурой кипения и вязкостью сухой, а также содержащей влагу жидкости. В то же время, составы DOT 3 и DOT 4 представлены в виде минеральных масел, основанных на полигликолях, а основой жидкости DOT 5 выступает силикон, из-за которого состав нельзя смешивать с полигликолями. Проще говоря, в роли основы для всех тормозных жидкостей (кроме DOT 5) выступает полиэтиленгликоль, дополненный полиэфирами борной кислоты, что позволяет соединять эти составы между собой. В отдельных случаях производители DOT 3 могут использовать другую основу, которой чаще всего выступает полиалкиленгликоль.
Не стоит путать силиконовые составы DOT 5 с полигликолиевыми DOT 5.1, тем более что на каждой упаковке состава присутствуют дополнительные обозначения: для DOT 5 – это SBBF (указывает на наличие в жидкости силикона), а для DOT 5.1 – NSBBF (свидетельствует о том, что перед вами тормозная жидкость, основанная не на силиконе).
Теперь давайте немного обобщим некоторые особенности тормозных жидкостей, принадлежащих к разным классам упомянутой классификации DOT:
1. Тормозная жидкость DOT 4 выделяется из остальных классов высоким уровнем поглощения влаги, а также агрессивностью к лакокрасочным покрытиям транспортного средства и резиновым элементам тормозной системы. Открытую упаковку состава необходимо использовать в течение одной недели.
2. DOT 5, благодаря наличию в составе силикона, имеет более высокую температуру кипения и низкую вязкость. Также жидкость инертна к РТИ покрытиям. Продукты этого класса запрещается использовать в машинах, оборудованных ABS.
3. Тормозная жидкость под номером DOT 5.1 разрабатывалась специально для антиблокировочных систем и хорошо подходит для гоночных автомобилей, а среди основных недостатков – быстрое поглощение влаги.
В соответствии с требованиями DOT, тормозные жидкости разных классов окрашивают в два цвета. Так, согласно нормам FMVSS №116, для DOT 4 и 5.1 предусмотрена желтая окраска, а для DOT 5 – розовая. Таким образом, производители побеспокоились об исключении возможности их спутывания.
Взаимозаменяемость разных классов
Составы класса DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 достаточно похожи между собой, ведь их состав основывается на гликолях и полиэфирах. Поэтому эти виды могут легко заменять друг друга. Правда, даже в этом случае различия все же имеются. Так, DOT 5 создают на основе силикона, в то время как DOT 5.1/ABS помимо силикона содержит в себе еще и гликоли, что делает эти две тормозных жидкости не способными взаимодействовать ни с какими другими.
Кроме того, при смешивании жидкостей следует придерживаться одного правила: состав высшего класса не должен добавляться в состав низшего, что является немаловажным условием. К примеру, если в системе вашего автомобиля уже находилась тормозная жидкость DOT 3, то использование DOT 4 или DOT 5.1 только улучшит ее характеристики, а значит, и всю работу тормозной системы. Однако, если к тормозной жидкости DOT 5.1 добавить состав классом пониже, то конечный результат будет непредсказуем.
Помните! Любую тормозную жидкость следует хранить только в герметичной емкости, не допуская ее контакта с атмосферным воздухом, что может привести к окислению, набору влаги и испарению.
Обычно все представители DOT являются легковоспламеняющимися составами, поэтому курить рядом с ними достаточно опасно. Также не забывайте, что все тормозные жидкости очень токсичны, и даже 100 мл, попавшие внутрь организма (некоторые составы имеют приятный запах, и их легко можно перепутать со спиртными напитками), чреваты смертельным исходом. Если заглатывание жидкости все же произошло (например, в результате попытки откачать определенную часть вещества из бачка главного цилиндра), нужно сразу же промыть желудок и обратиться в больницу. В случае контакта с глазами или кожным покровом рук – действия аналогичны.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Отличия тормозных жидкостей по составу
Составы для тормозной системы отличаются соей основой. До сих пор можно встретить минеральные жидкости, основа которых – это касторовое масло в бутиловом или изопропиловом спирте. Недостатком таких «тормозух» является их низкая температура кипения, которая не переваливает за 200 градусов. Если система перегревается, то жидкость становится слишком вязкой и в результате может вообще потерять текучесть.
Наибольшей популярностью пользуются гликолевые аналоги. Их изготавливают на основе гликолей и полигликолей, а также их эфиров. Такие «тормозухи» отличаются высокой температурой кипения и отличной вязкостью. Единственный недостаток – высокая гигроскопичность, а это означает, что гликолевые составы сильно поглощают влагу.
Существуют также силиконовые тормозные жидкости, которые считаются одними из самых качественных и «долгоиграющих», но, к сожалению их практически не используют для обычных автомобилей. Поэтому лучшая тормозная жидкость – гликолевая. К этому типу относятся «дотовские» составы, отличия, классификацию и свойства которых мы рассмотрим подробнее.
Классификация по DOT
Для начала что вообще такое DOT – если расшифровать получается Department Of Transportation (Или департамент транспорта) находится в юрисдикции США. Так вот этот департамент, решил разграничить различные составы по классам — в итоге появилась DOT1, а после и другие.
DOT1 – DOT2 – это самые первые тормозные жидкости, они были основаны на минеральных веществах, сейчас практически не применяются, поэтому забивать голову ими не будем, хотя для общего развития их отмечу. Применялись они на тихоходных автомобилях, скорости примерно до 40 — 60 км/ч, при больших нагрузках могли достаточно быстро закипеть. От этого очень быстро теряли свои характеристики.
Сейчас небольшая ремарка – спросите, а отчего она могла закипеть? Да все просто когда автомобиль тормозит, причем склон затяжной, колесные диски могут раскаляться до 350 — 400 градусов Цельсия. Часть тепла передается в суппорта, а уже от них самой «тормозухе». Минеральная начинала закипать уже при 140 градусах.
DOT3 – это третий класс, своего рода был инновационным. В его составе уже использовалась гликолевая основа. Температура кипения сухой жидкости – 230, а увлажненной – 140 градусов.
DOT4 – четвертый класс, не поверите третьего стало недостаточно, особенно в состоянии увлажненности. Основа опять же гликоли. Составы немного доработали, и теперь характеристики 240 и 155 соответственно. Стоит отметить для большинства легковых автомобилей на данный момент этого достаточно, но существуют авто с мощными моторами, тяжелыми кузовами и запредельными скоростями.
DOT5.1 – для них следующий класс (почему с точкой поймете потом). Здесь также гликолевая составляющая в базе. НО температурный порог опять же увеличен до 260 и 180 градусов собственно. Однако эти составы намного дороже, поэтому их редко применяют на бюджетных автомобилях.
Как вы поняли это так сказать – «гликолевая ветка» развития. Плюсов у таких составов много, ведь нам важно не только закипание, но и смазка с внутренней стороны — это поршни, сальники, цилиндры и прочее (нужно отметить — что сальники именно с гликолями работают очень хорошо и долго). Также эти тормозные жидкости достаточно стабильны. ТО есть у них нет каких-либо отклонений в характеристиках.
Из минусов – замена раз в 2 – 3 года, потому как гигроскопичность на очень высоком уровне. Нужно заметить, это реально «жирный» минус.
DOT5 – пятое поколение, есть еще DOT5.1/ABS, по сути они очень похожи. Вообще их делали как нечто революционное, они должны были вытеснить старые составы и стать во главе. Все дело в том, что в основе лежат силиконы. Температурные характеристики примерно схожи — это 260 для сухой и 180 для увлаженной. Но большим плюсом является гигроскопичность здесь она не такая большая как у оппонентов! Можно эксплуатировать 4 – 5 лет не боясь, все же силикон не так сильно впитывает влагу.
Вроде вот он идеальный состав длительного действия. Но оказалось, здесь есть также существенные минусы.
Силиконы не обладают такими смазывающими свойствами как у оппонента. Из-за чего износ сальников, цилиндров, поршней происходит намного быстрее. Собственно поэтому производители вернулись обратно к предыдущей формуле, и появилось «5.1» поколение. Вступление было долгим, однако это нужно, чтобы понять можно ли смешивать или нет
На крышке «тормозного» бачка в Визарде написано DOT-3. Не знаю, насколько она взаимозаменяема с 4-й, т.к. в продаже есть американская DOT-3, но срок годности уже на исходе. А DOT-4 навалом ( всяких разных фирм).
Кто может дать проверенную информацию, можно ли заменить тормозную жидкость на DOT-4? Ведь у них немного отличаются параметры.
лей ДОТ-4 и не парься по этому поводу.
DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 абсолютно взаимозаменяемы, т.е. можно к одной дободяживать другую, если необходимо. Невзаимозаменяема с вышеперечисленными тормозуха DOT-5, у неё другая основа. Но в «гражданские» машины её, как правило, не льют. Поэтому можно смело заливать DOT-4. ИМХО, я раньше в автомагазине торговал 🙂
они абратно заменяемы а не абсолютно.
т.е. вместо 3 можно лить 4 но не наоборот
Денис, я всегда ездил на 4-м ДОТе, однажды по дороге в Шелехов, выдавило манжету на заднем правом тормозном цилиндре. Ну, **** делать, заехали в гараж «дяди Васи», поставили затычко на трубку, а жидкость-то половину выгнало. Товарищ дал DOT-3, поллитровую бутылочку, вся вошла. Ездил так месяца два, пока не пришли 2 новых тормозных цилиндра и жидкость не была полностью заменена.
Так что можно 🙂 Ровно как и II-й Dexron подбадяживать в III-й. Так тоже приходилось делать.
Можно на 80м ездить, и воду в тосол подливать, и лукойлом дорогую синтетику разбавить и быдлсвечи вместо иридия вкручивать, фильтра покупать по 80 рублей вместо оригинала и много еще и будет ездить техника, только вот правильно ли и надолго ли;)
Ну что же, спасибо. Стало быть, можно заменить на 4-й без последствий.
Можно, лей смело!
Да ладно, не перегибай 🙂 Нужда заставит и солярки в радиатор зальёшь и поедешь 🙂
Лучше скажи, как поживает твоя лаборатория?
+Subaru Legacy B4 ’01
The Power of Dreams
Была Honda Fit ’03 — Белая
Международно признанной классификацией, регулирующей основные требования к рабочим жидкостям является Департамент Транспорта Соединенных Штатов Америки (United States Department of Transportation) или сокращенно USDOT или DOT.
Подразделение транспортного департамента Америки под названием U.S. National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA) публикует перечень стандартов Federal Motor Vehicle Safety Standards (FMVSS), один из стандартов FMVSS под номером 116 регулирует требования к тормозным жидкостям.
Температура кипения классов тормозной жидкости, в соответствии со стандартом, представлена в таблице. Также в таблице указаны два значения температур кипения жидкости : сухой ( без воды) и влажной ( с 3.5 % масс воды). Оба показателя важны с точки зрения важности обеспечения безопасности движения. Чем выше данные показатели, тем выше стандарт DOT.
Большинство производителей производят тормозные жидкости с более высокими температурами кипения, чем того требуют стандарты, и данные жидкости находятся между двумя классами — DOT 4 и DOT 5. Тормозная жидкость Shell Brake and Clutch Fluid DOT 4 ELS удовлеторяет стандартам DOT 4, при этом обладая температурами кипения на уровне DOT 5.
В качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон. Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя. Некоторые производители используют в качестве основы для производства DOT 3 (а возможно и других марок) полиалкиленгликоль. Точной информации по несовместимости жидкостей на основе полиэтиленгликоля и полиалкиленгликоля нет, и можно предположить, что такая смесь будет работать не хуже чем исходные компоненты. Так же отдельно существует класс жидкостей DOT 5.1/ABS, предназначенный специально для машин с системой антиблокировки колёс, в состав которого входят как гликолевые, так и силиконовые соединения, делающие эту жидкость несовместимой ни с одной другой.
При смешивании жидкостей на гликолевой основе (DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1) с жидкостью DOT 5 на силиконовой основе происходит химическая реакция, в результате которой получается состав не отвечающий никаким требованиям тормозной жидкости и являющийся агрессивным по отношению к материалу уплотнителей. Замена гликолевой тормозной жидкости на силиконовую возможна, но для этого требуется предварительно прочистить и тщательно просушить всю тормозную систему от старой тормозной жидкости.
Срок эксплуатации, в течении которого жидкость набирает влагу и становится старой для DOT 3 и DOT 4 составляет 2-3 года при эксплуатации. DOT 5.1 более гигроскопична, но и содержит гораздо большее количество присадок, поэтому срок службы её в автомобиле может достигать 4-5 лет. Силиконовая жидкость DOT 5 вообще слабогигроскопична и срок службы её может достигать до 10-15 лет, но она имеет ряд других проблем, и как результат DOT 5 запрещена к применению в машинах с антиблокировочной системой (ABS).
Хранение тормозных жидкостей требует особого внимания: только в сухих и отапливаемых помещениях в герметичной таре. После открытия тары тормозная жидкость должна быть немедленно залита в узел. Хранение открытой тары не допускается по причине высокой гигроскопичности основы тормозных жидкостей.
Отличия ДОТ-3 от ДОТ-4
Основным отличием в технических характеристиках автожидкостей данного класса является предел температуры кипения и уровень абсорбции. В связи с этим стоимость данной продукции напрямую зависит от двух вышеперечисленных параметров. Так чем больше показатель температуры, тем выше стоимость тормозной жидкости.
Жидкость ДОТ-3 изготавливается с использованием целого комплекса гликолей.
В отличии от ранее рассмотренного вещества, автожидкость ДОТ-4 изготавливается с применением соединений содержащих комплекс сложных эфиров с добавлением борной кислоты. Именно благодаря наличию в составе борной кислоты происходит полная нейтрализация имеющейся влаги в сравнении с ДОТ-3. Это позволяет эффективно поддерживать необходимый параметр степени нагреваемости и увеличивает срок использования данного вещества.
Какая тормозная жидкость ДОТ 4 лучше
Авторынок не скупится на количество разнообразных фирм, предлагающих купить свою ТЖ, как класса ДОТ 4, так и ДОТ 5.1 или других. Так что у автовладельца, естественно, возникает закономерный вопрос: «какая лучшая тормозная жидкость?»
Лучшая ТЖ должна обладать:
- высокой температурой кипения (с запасом);
- хорошими смазывающими свойствами;
- достойной низкотемпературной вязкостью;
- отличной защитой от коррозии всех деталей тормозной системы.
В разрезе классов – всегда нужно применять ту жидкость, которая указана в рекомендациях автопроизводителя. А вот относительно марок, то тут несколько сложнее, ведь чтобы понять какую лучше купить тормозную жидкость, нужно просмотреть характеристики каждой из них, почитать отзывы, увидеть сравнительные тесты.
Какую ТЖ лучше купить
Топ 7 наиболее часто используемых и не предвзятых марок тормозной жидкости ДОТ 4 выглядит так:
Первую позицию держит европейский «Castrol» – имеет отличные показатели и по вязкости, и по температуре кипения, но может смущать дополнительной защитой как от подделки, так и от влияния внешней среды, поскольку не имеет припаянной фольги на горлышке бутылки.
Второе место удерживает американская «Hi-Gear HG7044» – технические характеристики в соответствии с нормами и цена будет немного ниже.
Liqui Moly DOT 4 так же можно поставить на одну позицию с Hi-Gear. Эта жидкость имеет высокий показатель температуры кипения, обладает хорошим антикоррозионным свойством и отлично подходит для автомобилей с ABS.
На третьей позиции может с уверенностью оказаться «Mobil Brake Fluid DOT 4«. Европейская минеральная тормозная жидкость, которая может похвастаться оптимальным показателем вязкости и стабильности.
Далее идут отечественные жидкости, такие как: Sintec Super DOT-4, РосДот 4 Life Safety, Аляска DОТ-4.
Прежде чем покупать тормозную жидкость, нужно изучить все её допуски, маркировку и другую информацию, такую как назначение и, обязательно, дату изготовления, указанную на упаковке, ведь ТЖ имеет срок годности. Наилучшие показатели характеристик имеет жидкость DOT 4 class 6. Дабы не купить подделку, также всегда обращайте внимание на целостность упаковки и дополнительные методы защиты. Несмотря на рейтинг самых популярных и лучших тормозных жидкостей, иногда, все же лучше отдать предпочтение производителю, бутылка которого будет запечатана фольгой, ведь она дает возможность не только дополнительно защитить жидкость от проникновения влаги, но и обезопасить от приобретения некачественного товара. Опытные автовладельцы советуют покупать ТЖ известных компаний, которые являются партнерами крупных автоконцернов.
Характеристики и особенности тормозных жидкостей
Основные характеристики и особенности тормозных жидкостей различных типов представлены в таблице:
DOT-3 | DOT-4 | DOT-5.1 | DOT-5 | |
Основа | Полиэтиленгликоль (реже — полиалкиленгликоль) в сочетании с полиэфирами борной кислоты и присадками | Силикон с пакетом присадок | ||
Гигроскопичность | Значительная, поглощает воду в больших количествах (в первый год эксплуатации масса воды в жидкости может превышать 2%) | Меньшая, чем у DOT-3 | Значительная, но не более 2% в первый год эксплуатации | Не поглощает воду |
Способность к аэрации (насыщению воздухом) | Слабое поглощение воздуха | Значительное поглощение воздуха | ||
Отношение к лакокрасочным покрытиям | Разъедает краску | Безопасна для красок | ||
Отношение к резиновым деталям | Разъедает резиновые детали | Безопасны для резиновых деталей | ||
Температура кипения (для «сухой» жидкости — еще не впитавшей воду) | 205°C | 230°C | 275°C | 250°C |
Вязкость | Высокая | Высокая (чуть ниже, чем у DOT-3) | Низкая | |
Срок службы | 1-2 года | Около 2-х лет (не более 50 000 км пробега) |
Следует заметить, что жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 поглощают влагу таким образом, что она равномерно распределяется по всему объему, поэтому постепенно на металлических поверхностях идут процессы коррозии низкой интенсивности (хотя в системе с DOT-3 магистрали и металлические изделия корродируют быстрее). Силиконовая жидкость DOT-5 совершенно не поглощает влагу, поэтому любая вода, попавшая в систему, в конечном итоге каплями скапливается в ее нижних точках — в тормозных цилиндрах, вызывая интенсивную локальную коррозию.
Свойства тормозной жидкости и зачем ее менять?
Однако отсутствие протечек еще не означает, что жидкость не нужно менять. Тормозная жидкость обладает гигроскопичностью — то есть со временем поглощает накапливающуюся в окружающей среде влагу, которая, в свою очередь, понижает ее температуру кипения. «Разбавленная» тормозная жидкость закипает гораздо быстрее свежей, что приводит к неисправности работы всей системы.
При излишке влаги в тормозной жидкости длительное, затяжное торможение приведет к резкому повышению температуры (недостаточное для «чистой» тормозной жидкости, но избыточное при высоком содержании влаги), образованию пузырьков воздуха и, в конечном счете, отказу всей тормозной системы. Водитель, нажимая на педаль тормоза, тратит усилие не на прижатие колодок к диску, а на бесполезное сжатие воздуха, которого в системе не должно быть.
Таким образом, результатом несвоевременной замены тормозной жидкости может стать невозможность торможения как такового. А это приведет к аварии.
Тормозная система является важной частью автомобиля. При её неисправности эксплуатировать транспорт нельзя. Поэтому за состоянием тормозов нужно следить постоянно, своевременно производя замену износившихся деталей и смазочной жидкости. От качества последней напрямую зависит работа и состояние всей тормозной системы.
Что такое DOT 3
Аббревиатура DOT (сокращённо от USDOT) расшифровывается, как департамент США, отвечающий за безопасность транспорта. Именно эта организация первой разработала стандарты качества для тормозных жидкостей и определила их классы, обозначенные в документе FMVSS №116. Согласно последнему, на рынке есть смазочные материалы с маркировкой ДОТ 3, ДОТ 4, ДОТ 5 и ДОТ 5.1. Позднее были предложены и вступили в силу другие международные нормативы (SAE J 1703, ISO 4925 и т.д.).
Тормозная жидкость DOT 3 является распространённым продуктом. Её используют многие автовладельцы для своего транспорта, так как она отличается доступной ценой и хорошими свойствами. ДОТ 3 состоит из соединений двухатомных спиртов и различных присадок, которые добавляют производители для улучшения её качества, главным образом, для уменьшения её способности накапливать влагу и повышения её устойчивости к закипанию.
Какими характеристиками должна обладать тормозная жидкость
Для качественной тормозной жидкости характерны следующие свойства:
- оптимальный уровень сжатия вне зависимости от температурных перепадов;
- высокая температура кипения, не позволяющая жидкости закипеть в процессе работы тормозной системы (в противном случае выделяются пузырьки воздуха, способные создавать воздушную пробку и выводить тормоза из строя);
- постоянный уровень вязкости в температурном диапазоне от -40 до +100 градусов Цельсия;
- минимальная способность сорбировать влагу, чтобы последняя не скапливалась внутри тормозной системы;
- максимальное защитное воздействие на детали механизма без повреждения металлических, резиновых и прочих элементов системы (индекс рН должен находиться в промежутке от 7 до 11,5 единиц).
Специалисты советуют менять жидкость класса ДОТ 3 каждые 2 года, даже при благоприятных условиях эксплуатации автомобиля. Её категорически запрещается смешивать с жидкостью типа DOT 5, так как последняя состоит из силикона и специфических присадок.
Тормозная жидкость класса ДОТ 3 от бренда Elf
Компания Elf предлагает следующий продукт, созданный по стандарту ДОТ 3 — FRELUB 350. Он отвечает мировым спецификациям SAE J 1703, ISO 4925 и FMVSS №116 (DOT 3). Данная высококачественная синтетическая жидкость используется в гидравлических тормозных системах при любых условиях эксплуатации. Она обладает отличной текучестью, равномерно распределяется по рабочим поверхностям механизма, защищая их от коррозии и износа. Продукт был протестирован при взаимодействии с оловом, латунью, медью, сталью, алюминием и чугуном.
Благодаря высокой температуре кипения, хорошей устойчивости к сжатию и низкой способности поглощать влагу, данная смазочная жидкость гарантирует стабильную работу тормозов, предупреждается образование воздушной пробки, и практически полностью исключается риск отказа тормозной системы.
Приобрести продукт FRELUB 350 можно онлайн или в магазинах официальных партнёров бренда Elf, которые есть практически в любом городе РФ и странах СНГ. Их адреса написаны на сайте компании. Там же можно узнать более подробную информацию о смазочных материалах марки Elf.