0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем смазать подшипники генератора автомобиля

Как смазать подшипник генератора не снимая его

Устройство генераторного узла в целом достаточно сложное — этот механизм состоит из множества элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. В ходе эксплуатации практически все составляющие части устройства подвержены износу, одним из элементов, которые чаще всего изнашиваются, является подшипник генератора. Подробнее о назначении и неисправностях этой детали вы сможете узнать из данной статьи.

Когда нужно смазывать подшипники генератора

Водитель может провести простые диагностические процедуры, чтобы убедиться, требуется ли генератору автомобиля замена смазки на подшипниках.

Обратите внимание: Проводить подобную диагностику рекомендуется в ситуациях, когда возникает в процессе работы двигателя непонятный «вой» из-под капота автомобиля. Он может являться симптомом неисправности генератора.

Чтобы проверить генератор, потребуется помощник. Нужно попросить, чтобы кто-нибудь надавил на педаль газа автомобиля, при этом другой человек должен находиться около капота и слушать реакцию генератора. Если при нажатой педали гул, исходящий от генератора усиливается, можно переходить ко второй стадии диагностики.

Вторая стадия проверки генератора подразумевает его разбор. Необходимо разобрать генератора и оценить наличие смазки на подшипнике. Если ее мало, потребуется ее добавить.

Важно: Если никак не реагировать на данную проблему, может выйти из строя как сам подшипник, так и весь генератор. Стоит отметить, что замена подшипника может осложниться поисками нужной детали, поэтому доводить его до такого состояния не стоит.

Бесперебойную работу большинства компонентов современного автомобиля обеспечивает генератор – устройство, преобразовывающее механическую энергию вращения коленчатого вала двигателя в электрическую.

С помощью генератора происходит зарядка автомобильного аккумулятора, а также питание электропотребителей (системы зажигания, автомобильной светотехники, бортового компьютера, системы диагностики и др.).

На первых автомобилях устанавливались генераторы постоянного тока, коллекторный узел которых требовал постоянного контроля и частого обслуживания. С появлением мощных диодных выпрямителей (селеновых, а затем кремниевых) стали использоваться синхронные генераторы переменного тока: при той же мощности и более стабильном выходном токе они намного надежнее и в несколько раз легче коллекторных.

В современных автомобилях применяется трехфазный генератор переменного тока, который состоит из расположенного в корпусе статора, неподвижной внешней обмотки и вращающегося внутри ротора.

Ток, который получает генератор от аккумуляторной батареи, с помощью коллектора со щетками поступает к ротору и создает нужное для работы магнитное поле. Электрической системе автомобиля в целом и аккумулятору в частности требуется лишь постоянный ток, поэтому у генератора имеется встроенный выпрямитель.

Чаще всего генератор расположен вне двигателя, а ротор связан с коленчатым валом через ременную передачу. Это позволяет легко снимать и устанавливать генератор во время сервисного ремонта.

Подшипники, в которых вращается ротор, подвержены повышенному износу. Явный признак этой неполадки – характерный шум. О наличии каких-либо других неисправностей в энергосистеме может информировать контрольная лампа на приборной панели. Если генератор работает исправно, лампа загорается при включении зажигания и гаснет после запуска двигателя. При наличии каких-либо неполадок (например, неплотно прилегающие щетки коллектора) контрольная лампа мигает.

Автомобильный генератор представляет собой простую конструкцию, поэтому срок его службы в идеальных условиях достаточно велик. Однако, реальные условия эксплуатации – влага, перепады температур, дорожные реагенты – могут существенно снизить работоспособность устройства.

Для того чтобы защитить генератор автомобиля от преждевременного выхода из строя, необходимо регулярно контролировать его техническое состояние и своевременно смазывать узлы трения.

Так, обработку подшипников генератора рекомендуется проводить каждые 1,6 тыс.км пробега автомобиля. Смазочные материалы для подшипников генератора должны обладать высокой несущей способностью и термической стабильностью. Этим требованиям отвечают пластичные смазки Molykote 3451 и Molykote HP-300, предназначенные для смазывания тяжелонагруженных узлов. Оба продукта устойчивы к химическим воздействиям, а также высоким и низким температурам.

Смазка подшипников производится через отверстия около концов генератора. При нанесении смазки следует избегать ее избыточного количества, а также попадания состава на щетки, щеткодержатели и коллектор.

Смазки Molykote 3451 и Molykote HP-300 предотвращают коррозию и износ подшипников генератора, не вымываются из узлов и не вытекают при нагреве, работоспособны в запыленной среде и не требуют частого повторного нанесения. Благодаря комплексу этих свойств смазки Molykote отлично зарекомендовали себя при сервисном обслуживании автомобилей.

Виды смазок

Всегда следует помнить о том, что любая замена подшипников обязана сопровождаться сменой смазочного материала. И надо знать, что для каждого типа подшипника предусмотрена конкретная смазка.

ЦИАТИМ или ОКБ – самые распространенные варианты смазок, используемые российскими автовладельцами.

Важно понимать, что при выборе смазочного материала надо первоочередно обращать внимание на такие вещи, как вязкость, присадки, сгуститель и многое другое.

К примеру, если подобрать смазку неправильно по вязкости, то при определенной температуре окружающей среды, она окажется не эффективной. Кроме того, вязкость имеет прямое значение и конкректно для рабочей температуры.

То же самое можно сказать про состав смазки. Она может быть устойчива к окислению, быть износостойкой или нет, иметь много или мало присадок. Все это имеет большое значение.

Выбор смазки по шагам

Вот как осуществляется подбор подшипниковой смазки.

Сначала подбирается вязкость. Ее параметры – важнейшее свойство смазки. В генерирующих автомобильных устройствах и электромоторах, как известно, применяются подшипники качения. Для того чтобы определить конкретный тип смазывающего материала для них, принято использовать проверенные способы, подразумевающие амплитуду вращения деталей или DN. Вычислив ее, а затем и рабочую температуру, можно по этим параметрам узнать данные из спецтаблицы.

Второй шаг – определить присадки. Они являются обязательными компонентами любого смазочного материала. К примеру, для подшипников с высокой скоростью вращения принято не использовать противозадирные присадки или клейкие масла. И наоборот, если подразумевается открытая зубчатая передача, то использование таких присадок — необходимое условие. Присадки – это компоненты, в разы повышающие эффективность смазки. Но они должны быть подобраны с учетом требований.

Чтобы ознакомиться с главными требованиями по присадкам, да и вообще смазкам, рекомендуется пролистать API.

Третий шаг – плотность. Этот параметр также важен, как и два предыдущих. По плотности смазки можно судить о концентрации загустителя, вязкости и многом другом. Для определения плотности смазки используют шкалу, разработанную институтом NGLI.

Все эти три параметра важно учитывать при выборе смазки для подшипников. Не следует придерживаться мнения, что это всего лишь масло, и любой состав будет смазывать трущиеся поверхности.

Смазка должна обязательно подбираться по вышеописанным условиям. Приходится учитывать температуру, скорость, нагрузку и воздействие химии.

Солидол, по мнению большинства экспертов, по современным меркам, для смазки генераторных подшипников непригоден. С другой стороны, никто и не запрещает, ведь подходит для этих целей любая консистентная смазка: литоловая, фиоловая и т.д. Главное – помнить о том, что было написано выше – смазка тоже материал, и имеет свой срок использования и степень эффективности.

Консистентными составами смазываются подшипники качения, а вот подшипники скольжения, находящиеся, к примеру, внутри моторчика отопителя или стеклоочистителя – только жидкими составами.

Тип смазкиВязкость базового масла (40°С), сСтСкоростной фактор (NDM)
Низкая скорость, высокое давление, промышленная смазка1000-150050000
Средняя скорость, высокое давление, смазка для промышленных подшипников400-500200000
EP, NLGI #2, универсальная смазка100-220600000
Высокая скорость, высокая температура, смазка длительного действия1000000
Рабочая температураDN (скоростной фактор)Класс по NGLI*
от -30 до 100°F (от -34,4 до 37,7°С)0-750001
75000-1500002
150000-3000002
от 0 до 150°F (от -17,7 до 65,5°С)0-750002
75000-1500002
150000-3000003
от 100 до 275°F (от 37,7 до 135°С)0-750002
75000-1500003
150000-3000003
* Зависит от других факторов, таких как тип подшипника, загустителя, вязкость и тип базового масла

Влияние состояния подшипника на выбор вязкости базового масла

ISO VG (сСт@40°С)Область примененияНагрузкаСкоростьМаслоотделение*Перекачиваемость*
22Быстроходные шпинделиНизкаяВысокаяВысокаяВысокая
100Большие высокоскоростные электродвигателиНизкаяВысокаяВысокаяВысокая
150Колесные подшипникиНизкаяВысокаяВысокаяВысокая
220Бумагоделательные машины, индустрияНизкаяВысокаяВысокаяВысокая
460Сталепрокатные станыНизкаяВысокаяВысокаяВысокая
1000Горно-шахтное оборудованиеНизкаяВысокаяВысокаяВысокая
1500Низкие скорости, тяжелые/ударные нагрузкиНизкаяВысокаяВысокаяВысокая
* На сепарацию и перекачиваемость масла также влияет плотность смазки и тип загустителя
** Стрелками показана направленность.
Тип подшипникаОтносительный срок службы смазки
Однорядный шариковый подшипник с глубоким желобом1
Однорядный радиально-упорный шариковый подшипник0.625
Самоустанавливающийся шариковый подшипник0,77-0,625
Упорный шариковый подшипник0,2-0,17
Однорядный цилиндрический роликовый подшипник0,625-0,43
Игольчатый роликовый подшипник0.3
Конический роликовый подшипник0.25
Сферический роликовый подшипник0,14-0,08

Универсальные смазки

Несмотря на баланс всех характеристик, универсальные смазки все же уступают по эффективности первоначально предусмотренным производителем подшипников. По отзывам автолюбителей (информация взята с интернет форумов), универсальная смазка работает хорошо, но недолго. При этом следует принимать во внимание износ подшипника, ведь уплотнения уже не обеспечивают должной защиты от вытекания смазки. Найти идеальный баланс качеств смазочного материала не всегда означает выбрать ту, которая предназначена для конкретного подшипника. Иногда стоит сделать поправку на износ и применить смазку с классом консистенции на единичку выше.

Как смазать подшипники генератора?

Необходимость съема генератора зависит от модели автомобиля. Давайте рассмотрим ситуацию, в которой заложить смазку в подшипники или заменить их без съема узла невозможно. В этом случае владельцу автомобиля необходимо выполнить следующие действия:

  1. Снять крепежную гайку и регулировочный болт.
  2. Отсоединить ремень генератора.
  3. Отключит провод с минусовой клеммы аккумулятора.
  4. Вытащить генератор.

Теперь, когда устройство изъято из машины, можно приступать к его разбору. При помощи обычной отвертки блокируется ротор, откручиваются гайки и отсоединяется шкив, снимается передняя и задняя крышки. Теперь появляется доступ к подшипникам. Их достают (иногда приходится выбивать), смазывают и вставляют обратно.

Съемники для стандартных деталей

Передний подшипник достаточно просто выбить из крышки молотком, даже при наличии обвальцовки, поэтому в 99% случаев используется только съемник задних подшипников генератора двух видов:

  • с двумя лапками;
  • с тремя лапками;

Более того, приспособление можно изготовить самостоятельно, наиболее популярны две конструкции:

  • нижняя часть разрезной втулки надевается на внешнюю обойму подшипника, сквозь верхнюю часть проходит болт, половинки втулки стягиваются трубчатым кожухом, под гайку на болт надевается крышка из толстостенного металла;
  • в квадратной трубе снизу изготавливаются пропилы, в которые после надевания на наружную обойму подшипника вставляются стальные пластины, к верхней части трубы приварена гайка, в которую вкручивается болт достаточной длины.

С самодельными приспособлениями замена подшипника генератора происходит и быстрее, и дешевле. Однако на их изготовление потребуется некоторое время.

Как смазывать спиннер

  1. Убедитесь, что подшипник спиннера очищен от грязи и пыли. Если нет, читайте: .
  2. Снимите крышку и защиту подшипника.
  3. Положите спиннера на чистую и ровную поверхность, с которой легко можно будет удалить смазку. Чистый лист бумаги или картона отлично подойдет.
  4. Капните одну каплю на шарики подшипника, важно не переусердствовать и не перелить смазки. Хватает всего одной капли.
  5. Медленно , чередую направление вращения, пока не убедитесь, что все шарики подшипника смазаны.
  6. Закройте крышками подшипник, которые защитят его от пыли и грязи.
  7. Осторожно протрите салфеткой или бумажным полотенцем спиннер от лишней смазки, но не дотрагивайтесь салфеткой до подшипника. Небольшие кусочки бумаги могут застрять в подшипнике и вам снова придется все чистить.

Теперь ваш будет вращаться намного тише и плавнее, но медленнее. Если вам не понравится скорость вращения, то всегда можно от смазки и наслаждаться более длительным вращением.

Минусы смазки и смазанного подшипника

  • Чувствительность к загрязнению — Смазанный подшипник быстрее загрязняется и вам придется чаще его чистить.
  • Лишняя смазка может испортить вещи — Часто получается, что не вся лишняя смазка выходит сразу же. Часть смазки вытекает спустя какое-то время, это может повредить одежду, сумку и рюкзак. Не заливайте слишком много смазки в подшипник.
  • Медленное вращение — Как уже упоминалось ранее, самый большой недостаток смазывания вашего спиннера — это то, что он уменьшит продолжительность и скорость вращения.

В смазке нуждаются многие детали автомобиля, в том числе и генератор. Нормальная работа генератора предполагается в случаях, когда подшипники достаточно смазаны, в иной ситуации их износ будет значительно увеличен. Как известно, при отсутствии или плохой смазке подшипник генератора рискует серьезно нагреться в процессе работы, что может привести к привариванию обоймы к валу. Если такая ситуация произойдет, единственным способом решения проблемы для водителя станет полная замена генератора, что довольно дорогостояще. Лучший способ избежать возникновения подобной проблемы – смазывать подшипники генератора, когда нанесенная на них изначально смазка выработает свой ресурс.

Смазка подшипников качения

Для надежной и долгосрочной работы механизмов и узлов автомобиля крайне важно использование смазки. Не исключением является смазка подшипников качения.

Зачем нужна смазка подшипников качения?

Без качественной смазки элементов подшипника качения ему свойственно перегреваться и гудеть. При сильном нагреве может деформироваться корпус подшипника, что приведет к плохому вращению шариков внутри корпуса и в конечном итоге подшипник просто-напросто «рассыпиться», при этом заклинит весь рабочий узел. Что касается автомобиля, все его вращающиеся механизмы, такие как коленчатый вал, газораспределительный механизм, шатуны, генератор, дифференциал полуось и другие, не обходятся без подшипников.

Как определить тип смазки подшипников качения?

Для смазывания подшипников качения используются твердые, консистентные или водянистые смазки. Выбирается смазка подшипника качения в зависимости от узла, в котором он используется. Если подшипник установлен на валу коробки передач (КПП), тогда необходимо использовать жидкие смазки, то бишь минеральное или синтетическое масло. Жидкостные смазки применяются в узлах, которые работают при более высоких температурах – двигатель, КПП.

При очень больших температурах следует использовать твердые смазки, такие как графит, дисульфид молибдена и нитрид бора.

В таких механизмах как ШРУС, дифференциал, генератор, ступица колеса и т.д. применяется пластичная, консистентная смазка. Консистентные смазки используются в подшипниках, работающих в трудных и загрязненных условиях. Как правило, в подшипниках качения применяют солидолы, консталины, силиконовые и литиевые смазки.

Тип пластичной смазки подшипника качения следует подбирать по характеристикам частот вращения, диапазоном рабочих температур и нагрузок, при которых он работает. При этом характеристики пластичных смазок, которые применяются в подшипниках качения, могут отличаться от рабочих характеристик подшипника.

Какой бренд выбрать для смазки подшипников качения?

Это дискуссионный вопрос среди форумчан-автолюбителей, технологов и автомехаников. «Прошерстив» большое количество ресурсов, приведем самые популярные смазки для подшипников качения среди автомехаников и инженеров, и попробуем подобрать лучшие для конкретных узлов и агрегатов автомобиля.

Самые известные и обсуждаемые на форумах смазки для автомобилей: PETRO-CANADA PEERLESS LLG, CHEVRON SRI, Chevron Black Pearl, AMALIE SYNTHETIC BLEND CALCIUM SULFONATE GREASE, TOTAL, SHELL, AGIP GREASE MU EP 2, RAVENOL, ЛИТОЛ, СОЛИДОЛ, ФИОЛ, ШРУС-4М, ЦИАТИМ.

ЦИАТИМ-201 предназначен для сопряженных деталей металл – металл и металл – резина. Используется в герметичных узлах, таких как пневмоусилитель тормозов и руля автомобиля.

Литол- 24 М применяют в качестве единой автомобильной универсальной смазки. Применение: водяные помпы, подшипники ступицы, полуоси колес автомобиля, в сцеплении и т.д. Несмотря на то, что данная смазка считается недостаточно эффективной, ею часто пользуются на СТО для смазки различных деталей и узлов автомобиля.

Liqui Moli LM 50 высокотемпературная синяя смазка для подшипников качения, предназначенная для подшипников ступиц колес автомобиля.

XADO производят конкретно для шарниров равных угловых скоростей. По своим параметрам превосходит разные смазки с дисульфидом молибдена (MoS2).

Castrol MLX – зеленая смазка, создана для выжимного подшипника сцепления.

Liqui Moli silicon spray – универсальная силиконовая смазка белого цвета, для механически частей разных машин. Практично смазывать сопряженные пластиковые и резиновые детали автомобиля.

CRC super adhesive crease – хорошо себя зарекомендовавшая консистентная смазка для натяжных роликов.

HPI #Z164 – надежная и долговечная смазка, подходит для обслуживания сателлитов дифференциала.

Divinol Fett — специальная смазка для подшипников ступицы.

Если применять смазки, в описании которых есть конкретное целевое назначение, все вращающиеся механизмы автомобиля будут работать безукоризненно до следующего планового технического обслуживания.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector