2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое люфт рулевого управления

В отношении рулевого управления автомобиля, люфт – это амплитуда поворота рулевого колеса, при котором авто продолжает движение в прежнем направлении.

Специальный шток, один из элементов рулевого управления, неплотно прилегает к другим деталям, образуя зазор. За счет этого элементы механизма не изнашиваются во время трения. Правилами дорожного движения максимальная величина промежутка установлена не более 10 градусов. Превышение этого значения делает эксплуатацию авто невозможным и требует немедленного устранения.

Люфтомер — инструмент, который определяет величину люфта. Существует электронный и механический. Выбирать, каким лучше пользоваться, только вам, ведь всё зависит от удобства в использовании, хотя предназначение у них одно. Работа прибора заключается в измерении максимального суммарного люфта датчиком угла с отсечкой начала и конца отсчёта по его сигналам о начале поворота рулевого колеса.

Как проверить

Когда управление автомобилем даёт явные признаки неполадок, то причину стоит искать в свободном движении руля, оно может превышать допустимые нормы. Машина перестаёт работать с вами в тандеме, либо реагирует, но поздно. Важно отметить, что если регулируя рулевой механизм, устранить увеличившийся ход не удаётся, то авто нельзя использовать.

Возможно, истёк срок эксплуатации крепления механизма руля, маятникового рычага или же рулевых тяг. Предельной нормой люфта для руля, наружный диаметр которого равен 400 мм, будет 17 мм — превышение этого значения считается отклонением.

Как определить появление люфта в рулевом управлении

Для того, чтобы проверить автомобиль на наличие проблем с рулевым управлением, а именно присутствием люфта необходимо проделать следующие операции. Прежде всего необходимо перевести двигатель на специальный режим работы на неподвижном автомобиле – холостой ход. После этого, следует начать крутить руль и следить за временем отклика колёс на данные команды. Именно это расстояние и показывает величину люфта.

На сегодняшний день для удобства и точности измерения люфта существует специальное устройство – люфтомер. Он помогает измерить и проконтролировать суммарный люфт.

Причины большого люфта

Объяснением увеличения люфта могут быт изменения в конструктивных особенностях рулевого управления, а также разрушение их элементов.

К основным причинам можно отнести:

  • Износ зубчатой планки и зубьев шестерни рулевой рейки.
  • Повреждение или деформация ступичного подшипника. Известны случаи, когда он разваливается в процессе эксплуатации, что приводит к увеличению люфта (но тут уже будет не до люфта).
  • Неисправность наконечников и рулевых тяг, которые при несоблюдении требований эксплуатации часто ломаются. Итог такой же, как и в прошлом случае — «разболтанность» рулевого колеса.
  • Некачественный ремонт ходовой части машины. Бывают ситуации, когда люфт руля проявляет себя после посещения СТО. Это возможно, когда специалисты сервиса недостаточно протягивают гайку ступичного подшипника. В итоге страдает рулевая система автомобиля.
  • Поломка шаровой опоры (нижней или верхней), а также протяжка рулевой рейки с чрезмерным усилием.
  • Устаревшее гидравлическое масло, которое требует замены. Часто люфт в рулевом управлении устраняется после заливки новой рабочей жидкости.

Если говорить в целом, люфт возникает при неисправности в цепочке между рулевым колесом и колесами.

Чтобы выяснить причину, необходимо пройти всю цепочку и определить «слабые» места. Главное — убедиться, что речь идет именно о повышенном свободном ходе, а не о других проблемах.

К другим причинам люфта в рулевом управлении можно отнести:

  • Износ или неправильная регулировка зацепления «червяка» и роликового механизма.
  • Износ оси или втулок маятникового рычага.
  • Ослабление крепежа картера.

Причины люфта

Искать причину появления люфта нужно, конечно же, в конструкции системы рулевого управления:

  • Для начала устраивается проверка состояния рулевых тяг, а также наконечников. Последние довольно часто выходят из строя, и это может стать причиной слишком большого свободного хода рулевого колеса.
  • Кроме того, источником проблемы может стать разваленный, или почти разваленный ступичный подшипник.
  • Если ходовая часть вашего автомобиля недавно ремонтировалась, то появившийся люфт может быть следствием этого. К примеру, очень часто механики забывают как следует затянуть центральную гайку подшипника ступицы, что не лучшим образом влияет на работу рулевой системы.
  • Также причиной может стать выход из строя верхней или нижней шаровой опоры, или же перетянутая рулевая рейка.
  • Иногда люфт появляется, если требуется замена гидравлического масла – эта простая процедура может устранить лишний свободный ход.

В целом же, практически всегда люфт провоцирует какая-либо неисправность в цепочке руль-рейка-тяги-колеса. Для того чтобы выявить причину, нужно пройтись по каждому звену, тщательно проверить детали и выявить, где и что было недокручено – поскольку как раз этот элемент и стопорит работу управления. Но для того, чтобы не перепутать люфт с какими-либо другими неисправностями, нужно изучить его практические симптомы.

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Рулевое управление, и в том числе и свободный ход руля, должны проверятся при каждом очередном техническом обслуживании автомобиля или при возникновении такой необходимости. При осмотре рулевого управления следует обратить внимание и проверить :

— Расположение спиц рулевого колеса, которые при прямолинейном положении передних колес должны быть расположены симметрично относительно вертикальной оси.

— Состояние защитных чехлов и резьбовых соединений. Порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность резиновые чехлы надо заменить, иначе попавшие в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут их из строя.

— Состояние шлангов и трубопроводов, соединяющих насос гидроусилителя рулевого управления, его бачок и рулевой механизм.

— Затяжку болтов крепления картера рулевого механизма к раме, затяжку клиньев или болтов крепления карданного вала рулевой колонки, надежность затяжки и стопорения гаек пальцев шаровых шарниров.

— Отсутствие зазора в шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг, зазоры в верхнем и нижнем шарнирах и шлицевых соединениях карданного вала рулевой колонки, наличие зазоров в рулевом механизме.

— Отсутствие заеданий, стуков и помех препятствующих повороту рулевого колеса. Если стуки и заедания обнаружены, то следует отсоединить рулевые тяги от поворотных рычагов и повторить проверку. Если стуки и заедания не прекратились, но надо снимать и ремонтировать рулевой механизм.

Неисправности влияющие на управляемость и курсовую устойчивость Уаз-3160, Уаз-3162 и Уаз Патриот рассмотренные в этом материале, также вполне применимы и к рулевому управлению Уаз Хантер с гидроусилителем руля.

Свободный ход руля или суммарный люфт рулевого управления Уаз Хантер.

Свободный ход руля или суммарный люфт рулевого управления, это угол поворота руля от положения соответствующего началу поворота передних колес в одну сторону, до положения руля соответствующего началу поворота передних колес в противоположную сторону. При увеличенном свободном ходе рулевого колеса затрудняется управление автомобилем, так как он с запаздыванием реагирует на действия водителя.

Кроме того, увеличенный свободный ход руля, который не удается устранить регулировкой рулевого механизма, свидетельствует о какой то неисправности рулевого управления : ослабление крепления рулевого механизма, рулевых тяг, рычага или износ их деталей.

Максимальная величина суммарного люфта рулевого управления установленная заводом для автомобилей Уаз Хантер до 2010 года выпуска включительно, составляет не более 10 градусов. После 2010 года, неизвестно по какой причине, этот же люфт согласно заводской инструкции по эксплуатации увеличен и должен составлять не более 20 градусов.

На практике измерять свободный ход руля в градусах не очень удобно, поэтому следует перевести их в миллиметры по следующей формуле L = (G/360) x 3.14 x D. Где L — свободный ход руля в миллиметрах, G — максимально допустимая величина люфта, 3.14 — число Пи, D — наружный диаметр руля, мм.

Пример :

Для руля наружный диаметр которого составляет 400 мм, при величине максимально допустимого люфта установленного в 10 градусов, это же значение в миллиметрах будет составлять : L = (10/360) x 3.14 x 400 = 34.88 мм.

Проверка свободного хода руля Уаз Хантер.

Проверка свободного хода рулевого колеса производится на автомобиле установленном на ровном площадке и только при работе двигателя в режиме холостого хода.

1. Передние колеса устанавливаются в положение соответствующее прямолинейному движению.

2. На панели приборов в сторону руля неподвижно крепится линейка, таким образом, чтобы она плоскостью касалась наружной поверхности обода рулевого колеса.

3. Руль медленно поворачивается в какую то сторону до момента начала поворота передних колес — в этом положении на обод руля любым способом наносится первая отметка.

4. Не меняя положения линейки, руль поворачивается в другую сторону, опять же до момента начала поворота передних колес — в этом положении на обод наносится вторая отметка.

Расстояние измеренное по ободу руля между отметками должно быть не более установленного значения суммарного люфта. В нашем случае, если исходить из примера выше — не более 35 миллиметров.

Если свободный ход руля оказался больше допустимого, то следует провести проверку рулевого управления и определить за счет какого узла получается увеличенный свободный ход, для чего проверить :

— надежность крепления руля и затяжки болтов крепления рулевого механизма,
— состояние шарниров рулевых тяг,
— затяжку гаек крепления сошки и рычага,
— затяжку болтов крепления карданного вала рулевой колонки, зазоры в его шарнирах и шлицевых соединениях,
— наличие зазоров в рулевом механизме.

Обслуживание системы гидроусилителя рулевого механизма Уаз Хантер.

Заключается в проверке натяжения ремня привода насоса гидроусилителя, проверке герметичности шлангов и их соединений, проверке отсутствия течей уплотнителей насоса и рулевого механизма, проверке уровня и замене рабочей жидкости в бачке гидроусилителя.

Рабочая жидкость в системе гидроусилителя руля должна соответствовать спецификации Dexron IID. Более подробно процесс замены рабочей жидкости и фильтра в бачке гидроусилителя руля, а так же параметры натяжения ремня привода насоса гидроусилителя руля на Уаз Хантер, изложен в отдельном материале.

Если жидкость в бачке гидроусилителя сильно загрязнена или потемнела, то ее следует заменить раньше установленных сроков. При сильном загрязнении или потемнении жидкости надо проверить исправность насоса гидроусилителя и рулевого механизма, возможно их будет необходимо ремонтировать или менять.

Как «прокачаться» в знаниях, которые касаются системы рулевого управления?

Отличная «прокачка» знаний, которые касаются – это работа с обучающими и тестовыми модулями на базе платформы ELECTUDE, объединёнными в электронный продукт «Система рулевого управления автомобиля».

Модули помогают узнать максимум полезной информации, начиная от принципов работы и функционирования системы, продолжая нюансами, которые касаются прямого и непрямого рулевого управления транспортными средствами.

Как определить наличие люфта в рулевом управлении

Если вы будете ехать на максимальной скорости по прямой трассе, то наверняка заметите, когда имеется люфт рулевого управления. Понять, что данный узел неисправен, вы сможете, если появится постукивание во время резкого поворота рулевого колеса. Стук становится сильнее при езде по неровной дороге. Это говорит о том, что рулевые наконечники и тяги неисправны. Стук отдает в рулевое колесо? Значит, сломалась рулевая планка.

Во время движения появляется биение руля? Скорее всего, пришла в негодность шаровая опора либо сломались рулевые наконечники. Происходит это потому, что износились втулки, подшипник или крестовина.

Посторонние звуки могут появиться, когда вы поворачиваете руль. В первую очередь следует проверить уровень жидкости.

Если вы держите руль прямо, но машину ведет влево или вправо, то следует сделать балансировку колес. Для этого отправляйтесь в ближайший шиномонтаж.

Рулевую планку может заклинить. Тогда руль будет поворачиваться рывками. Если же вам тяжело крутить рулевое колесо, необходимо удостовериться, что усилитель не вышел из строя.

Как определить, есть ли люфт руля? Для этого выполняем следующие действия:

  • Поворачиваем ключ зажигания, оставляем машину на холостом ходу.
  • Проводим проверку гидравлического усилителя.
  • Передние колеса должны быть параллельны продольной оси машины.
  • Начинаем поворачивать руль влево и вправо. Обратите внимание, когда колеса начнут перемещаться. Люфт — это когда вы крутите руль, но колеса не двигаются.

Чтобы узнать максимальное значение суммарного люфта в рулевом управлении, приобретите люфтомер. Например, механический люфтометр К 524 М подойдет как для личного пользования на эстакаде, так и для работы мастеров в автосервисах. Такой прибор позволяет узнать максимальный люфт рулевого управления за пару минут. Вам нужно только установить его, а затем снять. Причем провести тестирование сможет даже неопытный автолюбитель.

Измерить максимальный люфт рулевого управления можно при помощи этого или любого другого люфтомера. Самое важное – как можно скорее ликвидировать проблему при ее обнаружении.

Заключение

Как видно, подавляющее большинство причин, вызывающих появление люфта руля могут привести к очень серьезным, а подчас, даже фатальным последствиям. Чтобы предупредить возникновение такой неисправности необходимо периодически проводить осмотр всех узлов и механизмов рулевого управления. При этом особое внимание при осмотре нужно уделять проверке целостности резиновых пыльников на механизме и наконечниках тяг. Если выяснилось, что эти пыльники порваны, то надо как можно быстрее заменить их. Ну, а если окажется, что момент упущен, и исправить люфт уже нельзя, то мы не рекомендуется пытаться устранять его самостоятельно, Лучшим решением будет обратиться в автосервис, в котором профессиональные мастера проведут все необходимые работы.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector