0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое моточас на тракторе

Корректировка моточасов на тракторе

Если Вы владелец спецтехники типа трактор, то наверняка уже сталкивались с тем, что абсолютное большинство автосервисов Москвы, Раменского, Жуковского, Люберец и других городов Московской области отказывают Вам в ремонте и техобслуживании техники. А все потому, что современные тракторы имеют свои особенности в виде определенной электроники.

Современные тракторы JCB, Хундай, Хитачи, Хиномото и других марок оборудованы компьютерами, и сканирование данных систем, тем более – редактирование показателей и программный ремонт – требуют дополнительного оборудования в автосервисе и больших знаний со стороны специалиста.

К примеру, практически ни один автосервис в Москве и Московской области не сможет помочь Вам с корректировкой пробега на тракторе, а точнее с корректировкой моточасов на современных тракторах JCB, Хундай, Хитачи, Хиномото, Митсубиси и др.

Сколько моточасов в одном часе?

Подсчет моточасов, затраченных трактором, помогает разобраться в степени износа наиболее важных подвижных механизмов агрегата.

Используемая для расчета формула крайне проста, и дает владельцу трактора следующие данные:

  • при эксплуатации сельхоз машины на холостом ходу, 1 моточас приравнивается к одному полному часу реального времени;
  • при обычной нагрузке на трактор один моточас ускоряется примерно на третью часть, составляя, таким образом, 40 минут реального времени;
  • в случае работы агрегата под максимальными нагрузками, 1 моточас равен 20 минутам реального времени.

Как перевести моточасы в километры?

Переводить отработанные моточасы в километры нужно для того, чтобы определять количество топлива, требуемого для заправки сельскохозяйственной техники. Нужно отметить, что единой правильной формулы для этого не существует.

В первую очередь, все зависит от предприятия, на котором используется сельхозтехника. Некоторые аграрные компании приравнивают 1 моточас к 16 км пройденного пути, другие – берут за один моточас 20 и более километров.

Второй важный фактор – это тип выполняемых работ. Если сельскохозяйственная машина передвигается по прямой дороге для перемещения между участками или перевозки урожая, то, соответственно, за 1 реальный час времени она пройдет сравнительно большое расстояние. При этом в 60 минутах реального времени будет меньше моточасов – за счет меньшей нагрузки на мотор.

Если на определенном отрезке времени трактор используется для пахоты, и его двигатель поддается повышенной нагрузке, значит за 60 минут времени он отработает больше моточасов. При этом дистанция и количество километров, пройденных за 1 реальный час времени, будет меньше.

Современная сельскохозяйственная техника комплектуется массой полезных функций, среди которых электронный блок управления. Он контролирует работу основных механизмов трактора, в том числе скорость вращения коленчатого вала двигателя. Во время эксплуатации машины он записывает данные по оборотам узла и приравнивает их к пройденной трактором дистанции. Благодаря этому оператор получает уже готовые данные о пробеге агрегата за один моточас работы.

Устройство и принцип действия приборов для измерения моточасов

Понимая важность и необходимость контроля и учёта расхода ресурса работоспособности агрегата, инженеры разработали и внедрили в эксплуатацию автоматические приборы – счётчики моточасов.

Особенности счётчиков моточасов и способов их применения

Для различных транспортных средств разработаны свои виды счётчиков.

Счётчик моточасов для трактора

Алгоритм расчёта принимает, что на холостом ходу 1 моточас трактора равен 1 часу реального времени.

При стандартной нагрузке моточас ускоряется почти на треть. При обычных нагрузках 1 моточас длится примерно минут 40. При интенсивной нагрузке двигатель изнашивается на две трети быстрее.

Счётчик моточасов для трактора
ФОТО: drive2.ru

Счётчик моточасов для автомобиля

Разные узлы автомобиля за одно и то же время работы изнашиваются по-разному. Важно учитывать и то, что была ли машина в движении или стояла на месте с работающим двигателем. Эти соображения относятся к любым транспортным средствам. Обычно 200-250 моточасов для автомобиля — это 15000 — 17000 км пробега. Всё зависит от того, долго ли стоит авто на работающем двигателе.

Наличие счётчика моточасов в машине позволяет владельцу более грамотно планировать техническое обслуживание, замену узлов и агрегатов.

Для автомобилей разработаны разные виды датчиков в зависимости от того, какой агрегат они должны контролировать. В основе всех видов лежит счётчик времени, но разница между ними заключается в способе активации начала отсчёта. Они могут запускаться при включении зажигания, при вибрации двигателя, другими способами. Сам часовой механизм может быть электромеханическим или электронным.

Счётчики моточасов различаются по цене — от довольно дешёвых (не дороже 500 рублей), до дорогих, предназначенных для катеров и яхт, в герметичном исполнении, ценой до 8000 рублей. Ещё есть счётчики с механическими барабанами, как в одометрах старых автомобилей, только отсчитывают они не километры, а моточасы.

Врезной универсальный тахометр RL-HM005L со счётчиком моточасов и подсветкой (подсветка работает только от внешнего питания 6-48 В).
Предназначен для измерения числа оборотов двигателя и времени его работы.
Может применяться на мотоциклах, снегоходах, квадроциклах и лодочных моторах:

  • двухтактных: 1, 2, 3-х цилиндровых;
  • четырёхтактных: 1, 2, 4, 6-ти цилиндровых.

Используется только с бензиновым двигателем внутреннего сгорания.
Подключается к свече зажигания двигателя, сигнальный провод наматывается вокруг свечного

Счётчик моточасов для автомобиля
ФОТО: alligator-boat.ru

Счётчик моточасов для лодочного мотора

Особенностью этого счётчика является то, что после первого включения тахометр остается включенным всё время и отображает на экране количество отработанных моточасов. Принудительно выключить тахометр можно нажатием и удержанием двух специальных кнопок, но тогда сбросится счётчик моточасов. Переключение между режимами (тахометр или счётчик) происходит автоматически: когда мотор работает — отображается тахометр, после остановки двигателя — счётчик моточасов.

Счётчик моточасов для лодочного мотора
ФОТО: mysku.ru

Счётчик моточасов для дизеля

Один из вариантов счётчика для дизеля – модель ТС-013. Это бесконтактный цифровой тахометр со встроенной функцией счётчика моточасов для дизельных двигателей и механизмов с электроприводом.

Электронный счётчик моточасов для дизеля
ФОТО: mytahometr.ru

Счётчик моточасов для генератора

Техническое обслуживание агрегатов, в том числе и бензогенераторов, привязано к моточасам или периодичности времени. Понятие моточасов рассмотрено выше. В случае с генератором специфическим вопросом является съём сигнала и защита от помех. Существует ёмкостные датчики, их подключение бесконтактное. Производится посредством обматывания несколькими витками провода, идущего от датчика, высоковольтного проводника свечи зажигания. Второй вопрос решается путём защиты прибора жестяным экраном.

Датчик моточасов для бензогенератора
ФОТО: radiobezdna.ru

Счётчик моточасов для мотоблока

Переносной бесконтактный цифровой индуктивный тахометр ТС-011. Встроены функции счётчика моточасов и отсчёта времени до очередного техобслуживания.

Счётчик моточасов для мотоблока
ФОТО: promotoblok.ru

Прочие разновидности

Счётчики, активируемые импульсами от системы зажигания.

Счётчик, активируемый импульсами от системы зажигания
ФОТО: drive2.ru

Счётчики, активируемые от вибрации двигателя.

Счётчик, активируемый от вибрации двигателя
ФОТО: drive2.ru

Электромеханический счётчик с активацией при подаче питания.

Счётчик с активацией при подаче питания
ФОТО: drive2.ru

Зачем нужно считать моточасы

Выяснив как считать моточасы на тракторе, теперь можно переходить к вопросу, зачем эти подсчёты нужны. В первую очередь, ответ на этот вопрос кроется в особенностях самого процесса проведения подсчетов – он строится на количестве оборотов двигателя в минуту. Учитывая, что каждое подвижное механическое сочленение имеет свой обозначенный производителем запас прочности – можно заранее рассчитать время планового технического обслуживания двигателя. При этом зная, как работает счетчик моточасов на тракторе, несложно сделать это точно, опираясь на реальный износ коленвала, поршневой системы и других узлов силовой установки.

Знание реальных рабочих характеристик двигателя можно легко перевести моточасы в километры на тракторе в каждом отдельном случае. Существует специальная усредненная таблица, которая предполагает, что 1 м/ч для колесных тракторов составляет 10 километров, для гусеничных – 5 километров. Но для точного подсчета следует учесть множество факторов, начиная от скорости движения и заканчивая нагрузкой на двигатель. Кроме этого, конструкция датчика позволяет намотать моточасы, превратив любые подсчеты в бесполезное занятие. Хотя сегодня – это достаточно редкое явление, так как решение «накрутить» счетчик больше относится к «советскому времени». В то время моточас был одним из индикаторов продолжительности работы, а сегодня – средство экономии, контроля расхода топлива и работоспособности силового агрегата.

Расчёт по формуле – постоянные и переменные величины

Согласно регламентной документации производителя, удельный расход топлива при номинальной мощности силовой установки составляет 220 гкВт.ч. (162 гл.с.ч.). Впрочем, здесь необходимо отметить, что на данный показатель влияет очень большое число факторов – обороты двигателя, используемые передачи, нагрузка, включенность переднего моста (если он имеется) – вот далеко не полный их перечень. В среднем же в час расходуется порядка 9,5-13 литров.

Формула для проведения расчётов выглядит следующим образом

Р – расход за час, кгчас;

0,7 – коэффициент по переводу мощности двигательной системы в л.с. из кВт;

R – удельный топливный расход, гкВтчас;

N – мощность двигательной установки, л.с.

Пример. Часовой расход топлива для тракторов МТЗ рассчитывается следующим образом

Р=0,722075=11550 гчас, или 11,5 кгчас.

Расходные показатели «литры в час» высчитывают на основании данных со счётчика моточасов. Показатели эти также не являются постоянными и первоочерёдно зависят от нагрузки, идущей на трактор (полная нагрузка с коэффициентом грузоподъёмности 1, неполная – 0,8, половинная – 0,6, частичная – до 0,5), а также от типа дорожного покрытия (1 группа – твёрдое покрытие в хорошем состоянии, 2 группа – гравийное или щебёнчатое покрытие среднего качества, 3 группа – разбитое, с высокой колеёй покрытие низкого качества).

Стоит также отметить, что показатели могут и увеличиваться, виной чему самые разные первопричины, в том числе и случайные. Особо среди них стоит выделить следующие неисправность дизеля, нерациональное переключение передач и неправильно выбранная скорость передвижения трактора, избыточное сопротивление движению, чрезмерно «агрессивная» манера вождения.

Фактический расход топлива рассчитывают по наблюдениям за агрегатом. Дело в том, что в разных климатических и физических условия трактор использует разное количество дизельного топлива. Учитываются всегда так званые базовые (или линейные) нормы. Для них используют завышенный поправочный коэффициент.


Норма расхода топлива трактором устанавливается при условии, что агрегат находится в хорошем техническом состоянии. Трактору дают пробег в 100 км, а затем засекают, сколько он использовал топлива на этом расстоянии. Измеряют расход в литрах на машино/час, или используют для этого определенную единицу труда, которая повторяется циклично.
Трактор использует меньшее или большее количество топлива в зависимости от определенного сезона. Это самое касается и МТЗ-82. Для измерения расхода топлива существует специальная формула. Она используется не только в расчетах МТЗ-82, но и в любом другом виде техники.

Формула расхода топлива для трактора

Допустим, возьмем расход топлива в час за «Р». Его измеряем в кг/ч. Берем число 0,7 — оно никогда не меняется, им мы переводим мощность мотора из кВт в л.с.(лошадиные силы). Удельный расход топлива (гкВт/ч) берем за «R», а мощность двигателя (измеряется в л.с.) — за «N».

Теперь, когда у нас есть все данные, имеем такую формулу:


Удельный расход топлива трактора МТЗ-82 — 230 гкВт/ч. Мощность двигателей, которыми оснащают МТЗ-82 — 75 л.с. Учитывая эти данные, пользуемся формулой и получаем расход топлива в 12 кг/ч. При опросе некоторые владельцы тракторов называли трату топлива от 6 до 8 л/ч.

Но это неточное число. Отечественные моторы делают удельный расход топлива от 220 до 260 гкВт/ч. Чтобы точно высчитать расход топлива вашего агрегата, посмотрите данные по вашему мотору. Они всегда записаны в технической документации или инструкции по эксплуатации трактора.

Расход топлива других моделей трактора с таким же двигателем

Теперь поговорим о других агрегатах, которые, хоть и не трактор МТЗ-82, но используют его детали. Рассмотрим технику, на которую установлены шасси от МТЗ-82 с двигателем ММЗ-243.

Например норма расхода топлива бульдозером ДЗ-133 — 7 литров в час. 7,5 литров в час нужно для работы погрузочно-уборочной машины ПУМ-4853 и уборочной машины МК-Е. Экскаваторы ЭП 2626 и ЭО 2621 едят 8,3 л/ч. Дорожная фреза ФД-500 тратит на свою производительность намного больше предыдущих устройств — 10 литров топлива, но агрегат с деталями от МТЗ-82, который расходует наибольшее количество топлива — это Фрезерная машина Амкодор 8047. Для его работы требуется около 10,3 л/ч.

Мы уже выяснили, сколько нужно в среднем топлива для стандартной работы трактора. Если вы хотите тратить как можно меньше топлива на вашем МТЗ-82, следите за состоянием техники и поменьше запускайте трактор в суровых условиях.

Масса МТЗ-80 вместе с основным оборудованием -3370 кг. Трактор развивает максимальную мощность до 35 км/ч, а минимальную — до 1,3 км/ч.

Все модели МТЗ-80 используют механическую трансмиссию с 18 передними передачами и 2 задними.

Как мы говорили при описании расхода трактором МТЗ-82, расход топлива зависит от нагрузки на технику. Использование топлива зависит от качества дорог и грузоподъемности тракторного прицепа. При перевозках обычно тратится 8,5-13 л/ч. При вспахивании и прочих сельскохозяйственных работах возможен расход 10-19 л/ч.

Трактор МТЗ-82 в работе

Что такое моточас и как рассчитать?

Единица измерения длительности работы силового агрегата автомобиля с учетом нестабильных факторов называется моточасом. Параметр может быть приравнен к одному часу и при определенных условиях он может быть меньше или больше обычного часа. При расчете этого значения нужно учитывать режимы работы двигателя, что на тахометре отражаются в виде оборотов коленвала. Ну а поскольку у этого параметра нет точного понятия, нередко его необходимо переводить в привычную единицу времени — час. Выполнить расчет этого параметра не так просто, тем более что полученные значения скорее будут считаться относительными. Считать моточасы можно вручную по показателям работы мотора до применения счетчиков. В зависимости от этого показатель и будет либо равен обычному часу, либо нет. Считаются моточасы по оборотам номинальной мощности. Причем, стоит отметить, что при тяжелых условиях эксплуатации износ повышается, поэтому замену расходных материалов лучше производить до рекомендованного производителем срока.

GPS контроль топлива на тракторе JCB

GPS контроль топлива легко обеспечить, если в вашем транспортном парке используются тракторы JCB, или любые другие. GPS мониторинг и контроль топлива даст вам полную информацию о движении, моточасах, расходе топлива. заправках и сливах топлива. GPS мониторинг и контроль топлива на тракторе отличается от такой же системы на грузовиках.

Отличие заключается не в применяемом оборудовании, а в получаемых данных. Дело в том, что грузовые машины потребляют топливо в движении. Их двигатели практически никогда не работают, если машина не движется. В тракторах ситуация обратная. Трактор своим ходом следует к месту работ, затем подолгу его двигатель работает, а сам трактор находится почти на одном месте.
Таким образом, контроль топлива на грузовых машинах идёт по пробегу, а на тракторах по моточасам.

Это хорошо видно на примере.
Посмотрите на график расхода топлива трактора JCB в течение рабочего дня. GPS контроль топлива дает возможность видеть, как трактор своим ходом едет в месту запланированных работ и в конце дня едет обратно. На графике видна скорость движения (зелёный цвет). Затем трактор JCB приступил к работам. Уровень топлива в баке уменьшается, а движения нет (жёлтый цвет на графике, это моточасы при работе на месте). Также видим, что в течение дня было несколько выключений двигателя на непродолжительное время.

GPS контроль топлива на тракторе можно представить в текстовом виде, как показано на примере. Здесь мы видим сколько потрачено топлива за период времени, сколько времени работал двигатель (моточасы), сколько потрачено топлива по пробегу и по моточасам, средний расход на 100 км и на 1 моточас, сколько заправлено и слито топлива, количество и продолжительность стоянок и остановок (время простоя), и любые другие данные по вашему желанию. Отчёт можно создать за любой период времени.

При этом мы видим все данные по дням, или по отдельным поездкам. На примере видим начало и конец работы трактора JCB за каждый день по времени и адресу, общая продолжительность работы (на месте и в движении), моточасы, количество израсходованного топлива в движении и по моточасам, а также средний расход на 100 км и на 1 моточас. В этот раздел отчёта также можно добавить и другие данные по желанию.

На этом, GPS контроль топлива позволяет видеть суточные колебания уровня топлива а в баке, если машина долгое время стоит на месте и двигатель не работает. В середине каждого дня уровень топлива незначительно поднимается, а ночью опускается. Это суточные изменения связаны с тем, что днем солнце нагревает бак и топливо расширяется. В правой части графика линия на графике плавно опускается – это общее похолодание. Обращаем ваше внимание, что, несмотря на то, что уровень топлива в баке жарким днём и прохладной ночью меняется, количество топлива, то есть его вес, остаются прежними. То есть при изменении температуры воздуха меняется лишь объём топлива, но не вес.

В целом GPS контроль топлива на тракторах позволит вам видеть местоположение всех машин и уровень топлива в баках в реальном времени. Вы увидите, какие из них сейчас работаю, а какие простаивают. Видите скорость и направление движения, пробег, моточасы, расход топлива, адрес, время и объём всех заправок и сливов топлива. Все эти данные вы увидите на любом компьютере, смартфоне, планшете. Данные можно отобразить в любой удобной форме – на графике, в текстовом отчёте, или на карте (всего есть 10 разных карт и спутниковых снимков).

К GPS трекерам, которые устанавливаются на тракторах можно подключать не только датчики уровня топлива, но и другие аналоговые и цифровые датчики при необходимости, например температурные, или идентификаторы водителей.
Датчики уровня топлива мы предлагаем трёх типов – аналоговые, цифровые и беспроводные. Последние являются новинкой. Вообще сейчас есть тенденция — беспроводных датчиков появляется всё больше. Конечно, они стоят дороже, но их несомненные преимущества, это отсутствие любых соединительных проводов (а значит высокая степень вандалоустойчивости и пожаробезопасности) и отсутствие необходимости во внешнем питании (в беспроводном датчике находится мощная батарея, которая питает его в течение нескольких лет).

Что такое моточас на тракторе

Дата публикации: 12, Май, 2021

За насыщенными буднями сельхозпроизводства иногда сложно заметить, когда техника по экономическим показателям отжила свое и с двигателя агробизнеса превращается в обузу. Так же непросто бывает сделать выбор между двумя новыми машинами одного класса и одинаковым потенциалом. Решить эти задачи можно довольно быстро, если знать, сколько стоит моточас работы техники.и.

Дмитрий Радионов

долл./мтч

В структуре общих расходов сельхозпредприятия техника составляет заметный процент. Часто эта графа рассчитывается на основе стоимости новой машины и эксплуатационных расходов на подержанную. Впрочем, чтобы эффективно управлять машинным парком, следует копать глубже. Для этого следует посчитать общую сумму, затрачиваемую на машину за определенный период. Уравнение — простое: постоянные расходы + эксплуатационные расходы..

Постоянные расходы

Постоянные расходы состоят из факторов, влияющих на стоимость техники независимо, от эксплуатации машины. Ученые из государственных университетов Айовы и Южной Дакоты (США) определяют три группы таких расходов: амортизация, стоимость финансирования, а также совокупная стоимость страхования и хранения техники.

Амортизация — это неденежные расходы, возникающие из-за механического износа и технологического состаривания оборудования. Одним из способов подсчета является метод уменьшения остаточной стоимости. В первый год его определяют линейно: цена на момент приобретения / года полезной эксплуатации. Например, первый год амортизации трактора стоимостью 120 тыс. долларов со сроком полезного использования 10 лет составит 12 тыс. долларов. Каждый следующий год вычисления проводят от остаточной стоимости — разницы между ценой на момент приобретения и значением амортизации за год: (120 — 12) ÷ 10 = 10,8 тыс. долл./год.

Быстро посчитать амортизацию за весь период полезного использования можно способом, который предлагает Уильям Эдвардс (William Edwards), профессор Государственного университета Айовы (США) в своей работе «Оценка затрат на сельхозтехнику» (Estimating Farm Machinery Costs, 2015). Для начала надо вычислить остаточную стоимость на момент завершения периода полезного использования: цена на момент приобретения / коэффициент остаточной стоимости (это соотношение цены оборудования на вторичном рынке и его начальной стоимости в процентах).

Например, на момент окончания срока полезного использования упомянутый выше трактор будет стоить 20% начальной цены, то есть 24 тыс. долларов. Общая амортизация за 10 лет составляет 120 тыс. — 24 тыс. = 96 тыс. долларов.

Финансирование

Если деньги берутся в долг, стоимость финансирования определяет кредитор. Чтобы понять сколько всего придется заплатить за одолженные деньги можно воспользоваться формулой, которую приводит ресурс banker.ua : сумма кредита × процентная ставка,% годовых ÷ 100 × количество дней кредитования ÷ количество дней в году + сумма кредита × стоимость скрытых платежей × количество скрытых платежей. К примеру: расчет общей стоимости кредита на сумму 120 тыс. долларов, срок 24 месяца с 3,5% годовых и ежемесячной комиссией 1% будет выглядеть так: 120000 × 0,035 ÷ 100 × 730/365 +120 000 × 0,01 × 24 = 28 821. Таким образом, общая сумма к оплате составляет 148 821 долл.

В случае совместного владения техникой для расчета расходов на амортизацию и проценты кредитования профессор Уильям Эдвардс рекомендует применять коэффициент восстановления капитала (CRF, Capital Recovery Factor), который используется для определения текущей стоимости ряда равных годовых денежных выплат. Он рассчитывается на основе процентной ставки и количества периодов ее выплаты. Подсчитать CRF можно здесь: www.ajdesigner.com . Годовая стоимость возврата капитала определяется по формуле: (общая амортизация × CRF) + (остаточная стоимость × процентная ставка). Для нашего трактора это составит (96000 × 0,238) + (24 000 × 0,2) = 27648 долл./год.

Страхование и хранение составляют сравнительно небольшую часть постоянных расходов. Отдельные исследователи оценивают этот объем в 1-2% покупной стоимости техники. Денежный эквивалент в год рассчитывается по формуле: расходы на хранение и страхование от покупной стоимости техники,% × (цена покупки + остаточная стоимость) ÷ 2. Если в нашем случае расходы на страхование и хранение составляют 1% покупной цены — вычисление имеет следующий вид: 0,01 × (120 000 + 24 000) ÷ 2 = 720 долл./год.

Общая стоимость владения — это сумма всех постоянных расходов: 96000 долл. амортизация + 28821 долл. стоимость кредита + 7200 долл. за страхование и хранение = 132021 долл. за весь период полезного использования, или 13202 долл. / год. Стоимость моточаса можно определить, разделив этот показатель на количество моточасов, которое агрегат / оборудование нарабатывает ежегодно. Например, 13202,1 ÷ 1500 = 8,8 долл./мтч.

Эксплуатационные расходы

Переменные расходы зависят от того, как используется техника и состоят из трех категорий: ремонт, горюче-смазочные материалы и рабочая сила.

Сервис. Бертон Пфлюгер (Burton Pflueger) из Государственного университета Южной Дакоты (США) в своей работе «Как рассчитать стоимость владения техникой и эксплуатационные расходы» (How to Calculate Machinery Ownership and Operating Costs. 2005) причисляет к эксплуатационным расходам лишь незначительный ремонт, например, замену расходников. Капитальные ремонты, которые планируются заранее, ученый причисляет к амортизации.

В любом случае, расходы на сервис — очень индивидуальный показатель. Желательно фиксировать и хранить информацию обо всех ремонтных случаях: анализ этих данных, в частности, позволит вовремя заметить негативные тенденции и продать технику, пока ее использование не стало слишком дорогим, а она еще не слишком потеряла в цене.

Понять долю ремонта в общих расходах можно, разделив стоимость сервиса на количество моточасов, наработанных в данный момент.

Например, наш трактор по состоянию на конец пятого года использования наработал 7,5 тыс. мтч, совокупные расходы на ремонт на данный момент составляют примерно 20,4 тыс. долларов. Соответственно, 20400 ÷ 7500 = 2,72 долл./мтч.

Топливо и смазка. Понятное дело: в современных тракторах расход топлива фиксирует и сохраняет электроника. Впрочем, это значение можно обобщить без конкретной привязки к агрегатированному с ним оборудованию. По данным Уильяма Эдвардса, для дизельных двигателей это рассчитывается по формуле 0,044 × максимальная мощность на ВВП. В результате мы получаем значение в галлонах/ч, для перевода в л/ч надо его умножить на 3,78 (1 галлон = 3,78 л). Представим, что наш трактор имеет мощность 200 л.с., Соответственно, 0,044 × 200 × 3,78 = 33,2 л/час. Это значение умножаем на стоимость горючего 1,01 долл./л (из расчета 28 грн/л дизтоплива) и имеем 33,53 долл./мтч.

По данным Бертона Пфлюгера, приблизительная оценка расходов на регулярное техническое обслуживание (в которое входит также обязательная замена масел и фильтров) составляет около 10-15% от расходов на горючее для самоходных машин и 5% — для прицепных. Итак, смазочные материалы для тракторов примерно стоят 5,03 долл./мтч.

Стоит отметить, что никакие формулы не заменят точных отчетов о сервисе и использование горюче-смазочных материалов. Именно на этом базируется точная аналитика и правильные управленческие решения.

Расходы на зарплату. В оценке экономической эффективности машины затраты на работу операторов являются довольно важной составляющей. Для быстрого расчета этого значения Уильям Эдвардс предлагает использовать две составляющие: процентное соотношение рабочих часов к времени непосредственной работы техники и заработную плату/ч. Например, упомянутый трактор 20% рабочего времени не работает в поле: переезжает между полями, простаивает на заправках или на базе. Операторы в среднем зарабатывают 6 долл./час. Соответственно, затраты на рабочую силу в целом составляют 6 × 1,2 = 7,2 долл./час. Если бы трактор не работал 50% времени, коэффициент составил бы 1,5, а общие расходы выросли до 9 долл./час.

То есть в целом эксплуатационные расходы на наш трактор составляют: 2,72 долл. за ремонт + 33,53 долл. за топливо + 5,03 долл. за смазочные материалы + 7,2 долл. за работу = 48,48 долл./мтч.


Первое «следовательно» и, то, что нельзя обобщить

Постоянные затраты на трактор составляют 8,8 долл./мтч, эксплуатационные — 48,48 долл./мтч, следовательно, каждый моточас машины в общем стоит 57,28 долл.

Но не все так просто, ведь в формировании конечной цены машины значительную роль играет дистрибьютор.

«Мы ставим себе целью свести расходы наших клиентов на технику к минимуму, — отмечает генеральный директор компании «АМАКО Украина» Дмитрий Бородий. — Для этого мы разработали программу для тракторов Massey Ferguson 8737S (340 л.с.) и 7724S (220 л.с.), имеющую две составляющие: минимизацию стоимости владения техникой и сокращение времени ее простоя».

Первый пункт реализуется преимущественно благодаря длительному гарантийному периоду и неизменной цене машины в программе trade-in после его завершения.

«Мы рассчитываем стоимость владения так: цена новой машины + стоимость обслуживания в течение гарантийных 3 лет, или 6 тыс. мтч — остаточная стоимость 35% первоначальной суммы, по которой мы выкупаем трактор после завершения гарантийного периода и разделяем полученное значение на 6 тыс. мтч, — объясняет Дмитрий Бородий. — Стоимость владения MF 8737S составляет 24,2 евро/мтч, а MF 7724S — 14,3 евро/мтч. Далее процесс повторяется, то есть стоимость владения машиной не меняется, клиенту удобнее планировать свои расходы, кроме того, не надо переживать за стоимость обслуживания».

Цена владения MF 8737S определяется так: цена трактора + стандартное ТО на 6000 мтч — 35% остаточная стоимость ÷ 6000 мтч = 24 евро/мтч. По аналогичной формуле рассчитывается и стоимость моточаса MF 7724S — 14,33 евро/мтч.

Обе формулы не учитывают финансирование и расходы на топливо, потому что это не зависит от дилера. В случае MF 8737S к цене владения можно добавить ориентировочные 38 евро / мтч за топливо (50 л/мтч × 25 грн/л ÷ 33 курс евро к гривне) и 2 евро/мтч за финансирование (из расчета цены кредита 12 тыс. евро за 3 года) ÷ 6 тыс. мтч). Владение MF 7724S будет стоить, соответственно, 25 евро/мтч (33 л/мтч × 25 ÷ 33) и 1,17 евро (7 тыс. евро за 3 года ÷ 6 тыс. мтч).

Уменьшение времени простоя

«Не менее важным фактором является сокращение времени простоя, либо максимально эффективное использование техники, — отмечает Дмитрий Бородий. — Чтобы это реализовать мы определили главную задачу: своевременное и оперативное техническое обслуживание, постоянное наличие соответствующего ассортимента запчастей и правильное использование техники, то есть качественное обучение операторов хозяйства».

В рамках каждого пункта «АМАКО Украина» внедрила соответствующие решения. Надежное обслуживание обеспечивается: тремя годами гарантии, инженером, закрепленным за определенным клиентом, а также бесплатным доступом к сервису MF Connect в течение 5 лет. Это позволяет хозяину и нам мониторить состояние трактора, понимать насколько правильно его используют, выявлять проблемы на начальных этапах развития, а также контролировать и своевременно делать ТО. Количество запчастей рассчитывается в соответствии с количеством техники, находящейся на гарантии в регионе. Что касается правильной эксплуатации техники, то помимо традиционного обучения в межсезонье, специалисты компании проводят промежуточные тренинги во время ТО. В качестве защиты от форс-мажора «АМАКО Украина» предоставляет клиенту подменный трактор, если сервисный инженер оценивает продолжительность ремонта в более чем 72 ч.

«Хорошим примером является сервисный контракт с нашим партнером, когда мы взяли на обслуживание 18 тракторов с наработкой более 3000 моточасов, — резюмирует Дмитрий Бородий. — До этого среднее время простоя каждого составляло 30 дней. Когда мы наладили сотрудничество этот срок сократился до семи дней. После этого мы с клиентом подсчитали, что для выполнения всех работ ему нужно не 18, а 16 тракторов. Когда мы объединили все наши программы вместе, то поняли, что это и есть уникальная комбинация преимуществ, которых на рынке больше нет ни у кого. Это то, что позволяет максимально эффективно и выгодно эксплуатировать технику».

Сергей Гушан,
владелец ООО «Камолино-Холдинг» (Килийский р-н, Одесская обл.):

«Раньше у нас было пять тракторов, и вместо того чтобы сделать работу за 2-3 недели, мы делали ее 1,5 месяца. Впоследствии начали работать с Massey Ferguson 8740S и 8737S. Вот смотрите: мы сейчас пашем. Здесь, в рисовых чеках, особенно в засоленных местах, почва очень болотистая. Эти тракторы работают здесь вообще без проблем: трудновато им, но справляются. Когда я получил эти тракторы, то понял: то, что мы делали до сих пор – это на 70% потраченные зря деньги. Раньше мы работали с 6-метровыми планировщиками почвы — если чек большой, то он не может сделать работу качественно, а большой планировщик почвы без мощного трактора не работает. У новых тракторов благодаря силе и качеству работы с планировщиком почва забирается с первого раза, очень хороший расход топлива — до 30 л/га. А вот предыдущие были не столь мощными: по 10 раз топтались на одном месте, чтобы забрать почву планировщиком, — тратили 100 л/га. Massey Ferguson 8740S и 8737S очень умные: сами подбирают обороты двигателя, и их нельзя сломать, поэтому проблем с ними пока не было. За год нарабатывают 2 тыс. гектаров на севе, культивации, дисковании, вспашке и планировании почвы. ТО делаем вовремя: каждые 300 мтч. Мне очень приятно, что мои люди работают в комфорте. Последние 3 года эта техника сохраняет нашу нервную систему. Я уверен, что она будет работать, не переживаю, что какой-то трактор сломается, и я не успею выполнить задание. Такого нет: я сейчас спокоен. Это действительно хорошие тракторы, которые могут качественно выполнять свою работу».

Знакомая ситуация: новая машина приходит на смену старой, и экономика операций существенно улучшается? Это, конечно, хорошо, но вопрос в том, сколько денег старое оснащение до этого вытянуло из кармана агрария. Как вовремя заметить момент когда техника становится в тягость и посчитать экономическую отдачу от новой инвестиции? Это можно сделать, подсчитав стоимость каждого моточаса (мтч).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector