Категории в правах 2018 что это значит
Это процедура признания удостоверения недействительным. Она проводится ГИБДД. После этого документ больше не подтверждает право водителя на управление автомобилем или иным транспортным средством.
Аннулирование подразумевает, что водительское удостоверение незаконно. В случае лишения водителя права управления транспортным средством удостоверение выдано в соответствии с законом и на настоящий момент действует, однако его изымают через суд за совершение административного правонарушения или преступления. Например, за вождение в нетрезвом виде, отказ от прохождения медицинского освидетельствования, выезд на полосу встречного движения, наезд на пешехода и т. д.
Лишили прав: когда и как их забрать обратно
Лишение прав занимает второе место среди наказаний для водителей. По статистике судебного департамента при Верховном суде, ежегодно около 400 000 автомобилистов остается без водительских удостоверений. Это равно населению таких городов, как Белгород или Тверь. Лидерами по нарушениям стали водители, которые ездят за рулем пьяными, отказываются проходить медицинское освидетельствование или оставляют место ДТП.
Максимальный срок лишения по КоАП – два года. Но если водитель неправильно его посчитает или забудет сдать права, то останется без них на бОльший срок. Чтобы не ошибиться и потом вернуться за руль, рекомендуем ознакомиться с этой пошаговой инструкцией.
Шаг 1. Определяем срок окончания лишения
Водитель обязан сдать удостоверение в ГИБДД в течение трех дней после вступления в силу постановления суда. Если он этого не сделал, то срок прерывается и начнет течь, когда автомобилист передаст права полицейским или заявит об их утрате. Ситуация будет выглядеть следующим образом:
- 13 января 2021 – лишение судом прав на 1 год
- 20 января 2021 – получение постановления
- 2 февраля 2021 – вступление в законную силу решения (через 10 дней с момента получения)
- 25 июля 2021 – сдача прав в ГИБДД
- 26 июля 2022 – получение водительского удостоверения в ГИБДД
Так, в 2016 году мировой судья из Барнаула рассматривала дело о лишении Георгия Житникова* прав за управление машиной пьяным. В судебном заседании водитель предупреждал судью, что уже потерял права. Поэтому сдавать в ГИБДД ему будет нечего. Судья забрала у Житникова права на 1,5 года и выписала штраф 30 000 руб. по ч. 1 ст. 12.8 КоАП.
Автомобилист считал, что срок лишения начнет течь автоматически после вступления в силу постановления. Через полтора года Житников обратился к инспектору за новым удостоверением. Тот ему разъяснил, что срок лишения не истек, так как водитель не сдал «корочку» и не написал заявление об утрате. Водитель ему не поверил. Он считал, что разъяснения суду об утере достаточно для течения срока. Лишь 28 ноября 2018 года по совету друзей он решил перестраховаться и подал в ГИБДД нужное заявление. Спустя некоторое время Житников пришел забирать права. Но полицейский отказал ему, так как срок лишения не истек.
Не согласившись, автомобилист подал иск на полицейских в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края. Житников настаивал, что инспектор лишь устно рассказал о необходимости подать заявление об утрате. Никто в письменном виде образец ему не давал. Поэтому автомобилист не может получить права из-за халатности полицейских. Так как в первый раз он обращался в ГИБДД в октябре 2017 года, то с этого момента должен исчисляться срок лишения. Он уже давно истек. Тогда инспектор обязан возвратить ему водительское удостоверение.
Суд установил, что устное обращение к полицейскому об утере прав не «запускает» сроки. Так как Житников подал письменное заявление 28 ноября 2018 года, то он сможет забрать водительское удостоверение лишь 25 мая 2020 года. При этом закон обязывает автомобилиста самостоятельно подать заявление об утрате. К тому же мировой судья объяснял Житникову, как правильно сдавать права и что делать, если тот их потерял. Это подтверждается распиской заявителя. Соответственно, водителю несколько раз разъяснили спорный вопрос, но он разрешил его только спустя два года (дело №2а-920/2019). Алтайский краевой суд оставил такое решение без изменений (дело № 33а-4095/19).
Если автомобилиста снова лишат прав, то наказания не суммируются. Сначала закончится срок по первому, затем продолжится по следующему, как в этом примере:
- 3 марта 2021 – сдача прав в ГИБДД на 4 месяца
- 30 мая 2021 – вынесение судом нового решения о лишении прав на 1 год
- 4 июля 2021 – предполагаемая дата возврата удостоверения
- 5 июля 2022 – возврат удостоверения в ГИБДД
Если водитель не сдаст права и продолжит ездить за рулем после лишения, инспектор выпишет ему штраф 30 000 руб., назначит арест до 15 суток или обязательные работы до 200 часов по ч. 2 ст. 12.7 КоАП «Управление авто лицом, не имеющим соответствующего права».
Шаг 2. Находим подразделение ГИБДД, где хранится водительское удостоверение
Водитель забирает удостоверение в том подразделении ГИБДД, куда его сдавал. Его точное название есть в постановлении суда о лишении прав. Автомобилист может обратиться в канцелярию суда. Работники подскажут, куда ему нужно идти.
Если водителю неудобно забирать права в месте хранения, то он может сделать это в другом месте. Для этого необходимо подать заявление (в письменной или электронной форме) с просьбой направить удостоверение в другое подразделение ГИБДД (п. 6 Правил о возврате водительского удостоверения).
Шаг 3. Сдаем экзамен на знание ПДД
Водитель обязан сдать теорию после лишения прав. Он может это сделать после истечения половины срока лишения. Для этого нужно записаться на экзамен, подав заявление через Госуслуги, портал «Автокод» (для москвичей) или лично в ГИБДД.
У водителя есть 20 минут, чтобы ответить на вопросы о дорожном движении. Если автомобилист допустит 1 ошибку, то будет дополнительно отвечать на 5 дополнительных вопросов за 5 минут. За 2 ошибки придется решать 10 дополнительных вопросов за 10 минут.
Если водитель открыл несколько категорий, например, «А, В» или «С, D», то он будет отвечать на вопросы по высшей категории. Например, при наличии прав категории «В, C» автомобилист будет сдавать экзамен по комплекту вопросов из категории «С». Если он завалит экзамен, то сможет сдать его повторно только через 10 дней (п. 3, 4 Правил о возврате водительского удостоверения).
Шаг 4. Гасим задолженность по штрафам
Автомобилист сможет получить удостоверение только после оплаты всех штрафов за нарушение ПДД согласно ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП. Если приставы не смогли добиться от него их уплаты в течение двух лет, то водителю не нужно его оплачивать (ч. 1 ст. 31.9 КоАП).
Шаг 5. Получаем медицинскую справку
Этот шаг обязателен только для водителей, которых суд лишил прав за
- управление машиной в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП);
- отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП);
- за употребление алкоголя после ДТП (ч. 3 ст. 12.27 КоАП).
Для получения медицинского заключения автомобилисты проходят обследование у терапевта, психиатра, нарколога, окулиста, ЛОРа, невролога и сдают необходимые анализы.
При этом водитель обязан сдать экзамен, оплатить штрафы и получить справку, даже если потерял удостоверение или срок лишения уже истек. Без этого он не получит новые права, а инспектор ГИБДД выпишет ему штраф до 15 000 руб. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.
Так, в 2014 году суд забрал права у иностранца Арута Минасяна* на два года и оштрафовал на 30 000 руб. за отказ от медосвидетельствования. Водитель сдал «корочку» только в 2016 году. Срок лишения закончился одновременно со сроком действия прав. Водитель подумал, что теперь он может просто получить новое удостоверение. Для этого в 2018 году Минасян обратился в ГИБДД в Ярославле. Инспектор отказал ему, так как после лишения нужно сдать теорию, получить справку от врачей и оплатить все штрафы. К тому же его «корочка» осталась в Москве, поэтому вернуть ее без заявления не получится. Автомобилист считал, что иностранные граждане не сдают экзамен по знанию ПДД в России. Поэтому он получил национальное удостоверение на родине в Армении.
В марте 2020 года инспектор ГИБДД остановил Арута Минасяна. Пробив его права по базе, он выяснил, что Минасян был лишен прав. При этом для их возврата он не выполнил необходимые условия. Поэтому выписал ему штраф 10 000 руб. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.
Автомобилист с наказанием не согласился и подал жалобу в Ленинский районный суд г. Ярославля. По его мнению, наличие прав из Армении разрешает ему ездить за рулем по России. А российские права Минасян не забрал из-за отказа полицейского.
Судья Роман Прудников оставил штраф в силе. Ведь водитель не выполнил требования для возврата прав после лишения. При этом водительское удостоверение из Армении не исключает санкцию по ч. 1 ст. 12.7 КоАП. Помимо этого, штраф за отказ от медосвидетельствования в 2014 году Минасян также не оплатил. Поэтому инспектор обоснованно назначил ему наказание (дело № 12-117/20).
Эту позицию поддержал Ярославский областной суд. Судья Андрей Аксенов установил, что действия инспектора ГИБДД являются законными. Он еще раз напомнил водителю, что после лишения необходимо получить справку, оплатить все штрафы и сдать теорию. Тем более, иностранные граждане вправе сдать экзамен на знание ПДД в России. А наличие новых прав из Армении не освобождает его от ответственности по законам РФ (дело № 30-2-303/2020).
Шаг 6. Собираем документы и предоставляем в ГИБДД
Чтобы получить права после лишения, водитель передает инспектору исчерпывающий пакет документов:
- паспорт;
- медицинское заключение по форме «003-В/у»;
- документы об отсутствии долга по штрафам за нарушение ПДД, если у полицейского нет этой информации из системы.
После проверки бумаг инспектор возвратит автомобилисту водительское удостоверение в день его обращения (п. 6 Правил о возврате водительского удостоверения). Полицейские хранят права 3 года после окончания срока лишения. Если водитель не придет за ними в этот срок, то их уничтожат (ч. 5 ст. 32.6 КоАП).
Эксперты рассказали, с какими трудностями могут столкнуться водители при возврате прав
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что сложности возникают из-за неправильного определения срока лишения. Так, канцелярия суда не всегда отправляет постановление с отметкой о вступлении в силу в ГИБДД. Поэтому у водителя, который пришел сдавать удостоверение, могут его не принять. Ведь инспектор еще «не знает» о начале срока лишения. Другая проблема – несерьезное отношение водителей к сдаче прав, отмечает эксперт. Некоторые из них отправляют удостоверение по почте. Потом приходится долго выяснять, почему его не приняли полицейские и где оно сейчас находится.
Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала поясняет, что к спорной ситуации по возврату прав относится их получение не в месте хранения. Зачастую водители пропускают 30-дневный срок для подачи соответствующего заявления в ГИБДД по месту жительства. Тогда инспектор вправе отказать в направлении этой бумаги. И автомобилисту придется забирать удостоверение по месту его сдачи.
Рубрика «Вопрос–ответ»
Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что поскольку удостоверение в ГИБДД не поступило, оно фактически не сдано. Ведь водитель даже не подал заявление о его утрате. Поэтому срок лишения начнет течь только после обнаружения его на почте либо получения в ГИБДД заявления об утрате.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что в этой ситуации инспектор неправ. Ведь водитель подал заявление об утере вовремя. Соответственно, срок лишения начал течь и истек. Но утраченное, а впоследствии обнаруженное удостоверение все равно нужно сдать в ГИБДД как недействительное.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что водитель обязан снова пройти медкомиссию. Инспектор не примет во внимание медицинские справки, полученные ранее совершения нарушения. Кроме того, срок действия медицинского заключения составляет 1 год, поэтому заключение 2017 года является недействительным.
Что такое МФЦ и чем он занимается
Полное название — многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Особенность: в центре не нужно бегать по кабинетам и простаивать в очередях к чиновникам. Сбор документов и предоставление госуслуг оказывается по принципу «одного окна». При условии, что документы собраны и заполнены верно, для замены водительское удостоверение через МФЦ потребуется всего один визит в ближайшее отделение центра. Согласно законодательству, услуги для населения оказываются бесплатно.
Прием и проверка документов ведется у одного специалиста
Подкатегория А1
подкатегория «А1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.
Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.
Кому подойдут права категории Ве
На практике, права категории Be могут понадобиться в следующем случае:
- Вы используете прицеп для перевозки охотничьего, туристического снаряжения;
- Используется специальный лодочный прицеп для перевозки компактного судна с жестким корпусом;
- Прицеп используется для доставки стройматериалов, пиломатериалов и т.д.;
- Вы используете автомобиль для перевозки жилого трейлера для отдыха на природе.
Если же Вы используете небольшой прицеп для редкой перевозки урожая с дачи или прочих нужд и его масса не превышает 750 кг. в снаряженном состоянии то вполне можно обойтись удостоверением класса B и претензий со стороны сотрудников дорожной инспекции возникнуть не должно.
Таким образом, необходимость в правах категории Be может возникнуть у людей занимающихся охотой, рыбалкой, профессиональным кемпингом, строительным делом. Наибольшим спросом такие удостоверения пользуются среди любителей загородного отдыха с использованием автодач, фургонов на колесах и прочих средств обеспечивающих проживание на природе.
Читайте также: Что такое категория М в водительских правах и как ее получить.
Почему москвичи продолжают покупать фальшивые водительские права
В пресс-службе столичного ГИБДД порталу Москва 24 сообщили, что за 2018 год сотрудниками Госавтоинспекции было выявлено 1088 поддельных водительских удостоверений. Это на 109 штук меньше, чем в позапрошлом году. Иными словами, больше тысячи водителей в столице ежегодно ездят с подделками. О том, зачем москвичи продолжают покупать «левые» права и почему не следует этого делать, читайте в материале портала Москва 24.
Фото: портал Москва 24
Права «под ключ»
Как известно, спрос порождает предложение. Стоит только набрать в любом поисковике запрос «купить водительские права» – поиск выдаст ссылки на сайты, где «официальное» удостоверение обещают сделать за пару суток. Всего-то нужны электронная копия вашего паспорта и фотография 3×4. Некоторые также просят прислать фото медицинской справки, которую за денежное вознаграждение могут изготовить в самой компании.
Стоимость этой, как заверяют продавцы, «легальной» услуги очень различается. Например, за получение прав категории «B» (легковые автомобили максимальной массой до 3,5 тонны) придется отдать от 20 до 45 тысяч рублей, причем разница лишь в степени жадности конкретной компании. За небольшую доплату – от двух тысяч рублей – можно вписать в права любую дополнительную категорию, хоть водителя многотонной фуры. А на одном из сайтов бесплатных объявлений купить права предлагают за 35 тысяч рублей и просят месяц на изготовление.
Фото: скриншот из мессенджера
Абсолютно все продавцы обещают, что документы будут официально оформлены через проверенного сотрудника или автошколу, и данные легко будут пробиваться по базе ГИБДД, а сами права будут со всеми голограммами и водяными знаками. Даже заплатить указанную сумму можно только после собственной проверки документов через официальный сервис Госавтоинспекции.
«Мы же не типография, документы официально оформляем через свою автошколу, с регистрацией в МРЭО (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел. – Прим. Москва 24) , с занесением в базу ГИБДД. По готовности предоставляю любые проверки. Документы принесет курьер», – сообщили порталу Москва 24 в одной из компаний по телефону.
Но тут как раз и скрывается главная оплошность мошенников. На официальном сайте ГИБДД действительно по номеру и дате выдачи можно удостовериться в наличии информации об удостоверении в системе Госавтоинспекции, но там не указываются личные данные водителя (такие, как фамилия и инициалы), а лишь год рождения, дата выдачи, срок действия и открытые категории. Получается, что удостоверение с такими данными может быть оформлено совсем на другого человека.
Фото: скриншот сайта гибдд.рф
На своих сайтах мошенники выкладывают фото и видео документов и предлагают свои реальные контакты – телефоны и электронные адреса, а операторы в разговоре обо всем открыто говорят.
Портал Москва 24
Также продавцы обещают, что могут сделать удостоверение тем, кто был лишен права управления автомобилем, например, из-за вождения в нетрезвом виде, кто имеет иностранное гражданство. Или же изготавливают «зеркальные» документы. Суть таких водительских прав в том, что из базы подбирается полный тезка человека, который того же года рождения и получил права в том же регионе, что и покупатель. В теории инспектор ГИБДД при проверке не сможет отличить истинного владельца водительского удостоверения от «брата из зазеркалья».
Чем может закончиться покупка водительской корочки
Фото: Портал мэра и правительства Москвы
Помимо того, что это просто опасно для жизни самого горе-водителя и окружающих его людей, это еще и грозит судимостью и лишением свободы. Автоюрист Сергей Радько напоминает: использование поддельных водительских прав может повлечь за собой уголовную ответственность в первую очередь для обладателя незаконного удостоверения. Согласно статье 327 УК РФ, использование фальшивых документов карается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или до шести месяцев ареста.
«Если у инспектора возникнут подозрения в том, что удостоверение поддельное, то он это быстро проверит, и тут будет, соответственно, и уголовное наказание, и задержание автомобиля на спецстоянку. В общем-то, все это довольно неприятно», – пояснил он.
По словам эксперта, заверения продавцов о внесении данных в базу ГИБДД, скорее всего, являются обманом. «Если бы продавцы говорили, что права не будут внесены в базу, а будет просто красивая картонка на руках, то никто бы не покупал. Это маркентинговая уловка для того, чтобы привлечь покупателей. Внести информацию в базу данных, может быть, и возможно, но это бы стоило не 40 тысяч рублей. Потому что то лицо, которое вносит информацию в базу данных, оно за это отвечает, и при любой проверке можно установить, сдавались ли экзамены, в каком подразделении получали и другую информацию. Никто из сотрудников рисковать не будет», – уверяет Радько.
Портал Москва 24
Автоюрист добавил, что даже «зеркальные» документы также могут «выдать» покупателя подделки.
«Когда проверяется действительность удостоверения, то пробиваются его номер, серия, дата и фамилия, на кого выдано. То есть, если сам документ не имеет явных признаков подделки, то инспектор, который смотрит документ по его реквизитам, может сравнить лишь их идентичность. Но есть такой же риск, когда, например, настоящий автовладелец будет лишен прав, то автоматически лишается и владелец «зеркальных» документов, и наоборот, – подчеркнул собеседник портала Москва 24. – Особенно, если водитель попадет в ДТП, то водительское удостоверение обязательно проверяется, и все легко вскрывается».
С юристом согласны и люди, которые попались на удочку мошенников и потеряли деньги.
Фото: скриншот интернет-форума
Некоторые обманутые в итоге заплатили за «картонку» без каких-либо защитных знаков и голограмм.
Фото: скриншот интернет-форума
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов рассказал, что последнее время рынок продажи фальшивых водительских удостоверений идет на спад. «Они не пользуются большим спросом, поскольку сотрудники ГИБДД очень быстро проверяют легальность документов, а уголовная ответственность за фальшивое удостоверение никому не нужна. Встречаются практически единичные случаи, когда люди ведутся на слова мошенников, и по уголовной практике крайне мало таких дел. Раньше было намного больше подобных случаев», – пояснил эксперт.
По его словам, отделы полиции по борьбе с экономическими преступлениями активно борются с подобными сайтами и благодаря этому их блокируют. «Но в интернете очень сложно отследить этих мошенников, поэтому чаще это происходит по факту на дорогах, когда у водителей проверяют удостоверения», – добавил Кабанов.
Все по-честному
Самым надежным способом получения прав является обучение в автошколе и последующие экзамены в ГИБДД. Сейчас в Москве, например, обучиться на категорию «B» стоит в среднем 34,5 тысячи рублей. Обучение в лицензированной автошколе длится примерно 1,5-2 месяца, причем практически все теоретические занятия можно не посещать, а пройти курс дистанционно. Единственное – для практических занятий необходимо получить справку от нарколога и психолога. После прохождения обучения и откатки практических навыков ученик приглашается на сдачу внутреннего экзамена. Сейчас в экзамен входят теоретический тест и практические упражнения на полигоне и в городе.
После успешной сдачи экзаменов от автошколы гражданин допускается к экзамену на получение водительских прав в ГИБДД. Потенциальный водитель сдает также теоретический тест и два практических экзамена, как и в автошколе. После проверки результатов, человек, у которого будут положительные ответы по всем предметам обучения, получает водительское удостоверение. В случае, когда результаты сдачи экзаменов неудовлетворительные, ученик приглашается на повторную сдачу.
Расшифровка новых водительских удостоверений
Основные изменения коснулись оборотной стороны удостоверения, где находится таблица категорий водительских прав. Как расшифровывается таблица категорий на оборотной стороне читайте в этой статье.
Сетка с описанием категорий транспортных средств, которая находится на обороте, стала содержать в себе больше информации, нежели раньше. Все категории (A, B, C, D, E) теперь дополнены к подкатегориями: например, A1 – подкатегория мотоциклов, объем двигателя которых не более 125 кубических сантиметров, B1 – подкатегория трициклов и мотоциклов, C1 – категория автомобилей, масса которых от 3,5 до 7,5 тонн, D1 – категория автомобилей для перевозки пассажиров, количество мест в которых от 8 до 16.Помимо этого добавлена категория M, предназначенная для тех, кто ездит на скутере или мопеде (получить права на вождение этих транспортных средств можно с 16 лет).
Раньше будущий водитель не мог получить права, если он не умел вручную переключать скорости на механической коробке передач. Но технологии не стоят на месте, и теперь такое умение требуется не всем водителям, поэтому с 5 ноября 2013 года появилась возможность сдавать на права, используя автомобиль, на котором стоит «автомат». Сдать экзамен на удостоверение с автоматической коробкой передач проще, только вот в пункте «Ограничения» (12 – ый пункт прав) появится отметка AT, которая дает водителю право водить автомобиль только с автоматической коробкой. В этот пункт также могут вносить и другие ограничения, например для инвалидов. Есть в 12 пункте ничего не прописано, значит водитель имеет право управлять транспортом с любой трансмиссией, как «механикой», так и «автоматом».
Новый вид обратной стороны водительского удостоверения
Что означают обозначения особые отметки (ограничения на управление категорией)
- АТ — Отметка АТ позволяет управлять только транспортными средствами с автоматической коробкой переключения передач. Размещается в графе 12 , тогда она относится к одной категории или подкатегории или в графе 14 (относится одновременно ко всем категориям).
- MS — Особая отметка MS может относиться только к подкатегории B1. Дает право управления квадрициклами и трициклами, имеющими мотоциклетную посадку или мотоциклетный руль.
- AS — Отметка AS позволяет управлять квадрициклами и трициклами, не имеющими мотоциклетной посадки и мотоциклетного руля.
- ML — Отметка ML относится к категории М и означает, что водитель имеет медицинские ограничения к управлению мопедами данной категории. Т.е. отметка ML запрещает управление транспортными средствами категории М.
- МС — МС — manual control only — позволяет управлять только транспортными средствами с ручным управлением.
- APS — APS — acoustic parking system only — позволяет управлять только транспортными средствами, оборудованными акустической парковочной системой (парктроником).
- GCL — GCL — must wear glasses or contact lenses — позволяет управлять транспортными средствами только в очках или контактных линзах, корректирующих зрение.
- HA/CF — HA/CF — must wear hearing aid/communication aid — позволяет управлять транспортными средствами только с использованием медицинских изделий для компенсации потери слуха.
- Водительский стаж — Данная отметка ставится только при замене водительского удостоверения. Она содержит информацию о том, в каком году Вы получили первое водительское удостоверение.
- Дубликат — Такая отметка ставится в водительском удостоверении, которое выдается взамен утерянного или украденного.
Водительское удостоверение нового образца теперь соответствует всем требованиям Венской конвенции, которая является международным документом, регламентирующим безопасность дорожного движения. Подписана данная конвенция еще в далеком 1968 году большинством стран, и теперь ваше удостоверение не будет вызывать вопросов у полиции других стран.В связи с этим, кстати, международное водительское удостоверение тоже изменит свой внешний вид. Это длинная лента бумаги, где прописана информация из обычных прав, но на разных языках. Теперь в международных водительских правах будут прописаны новые категории и подкатегории, плюс новые отметки, например «automatic transmission only» для водителей, которые ездят на «автомате». Есть еще одно небольшое изменение: теперь в графах «дата рождения» и «место выдачи» информация прописывается цифрами, как этого требует Венская конвенция.
Важно четко понимать, что только по международным водительским правам в России управлять транспортным средством нельзя. Нужны права национальные. В противном случае полагается штраф и запрет на эксплуатацию автомобиля. А вот за рубежом, во многих странах, по нашему водительскому удостоверению нового образца передвигаться можно без проблем. Во многих, но не во всех. Лучше все-таки, если вы собираетесь путешествовать за границей на автомобиле, иметь при себе водительское удостоверение международного образца.
Как открыть новую категорию прав?
Чтобы открыть новую категорию прав, необходимо предварительно пройти обучение и сдать практический экзамен. Довольно часто возникает необходимость в открытии категории В при открытой С. Идентичная потребность появляется при открытии категории А с имеющейся В.
Процедура начинается с теоретической части. После этого следует пройти практический экзамен, состоящий из различных упражнений, а затем закрепить все имеющиеся знания во время езды по городу.
Следует обратить внимание, что открытие новой категории имеет некоторые временные рамки. Чтобы получить категорию Е, водитель не менее года должен эксплуатировать транспортное средство из категорий B, C или D. Для открытия категории DE не меньше года должна быть открыта категория D.
Также возможна выдача особая категория водительских прав, предназначенная исключительно для управления транспортных средств с коробкой-автоматом. Чтобы пересесть на автомобиль с механической коробкой передач, необходимо предварительно сдать практическую часть экзамена.
Отличие водительских прав старого и нового образца
Прежнее водительское удостоверение было сделано из плотной бумаги покрывалось с обеих сторон специальной плёнкой (ламинирование). Все надписи печатались на компьютере, с использованием русского языка, кроме фамилии, а также имени, которые дублировались латинскими буквами.
В тех правах не было штрих-кода, поэтому они не подвергались электронному учёту. Категорий было меньше — всего 5, в водительском удостоверении нового образца — 16. В старых правах на специальную бумагу наносилась защитная сетка розового цвета, водяные знаки в виде RUS, вкрапливались красные волокна, которые светились в ультрафиолетовом цвете. На обеих сторонах имелся особый вензель.
В новых правах степень защищённости намного выше — специальная сетка из волнистых линий, не видимые глазу изображения, микротекст, разные цвета, плавно переходящие друг в друга, с применением специальных технологий.
Разновидности водительских прав в РФ
В Российской Федерации в разные годы выдавали водительское удостоверение четырёх различных типов. Как известно, права действительны в течение 10 лет, а самый старый образец был в ходу до 2011 года. Таким образом, в настоящее время на руках у водителей находятся удостоверения всех четырёх разновидностей:
Документ имеет форму прямоугольника размером 74х105 мм, необходимая информация напечатана на листе специальной бумаги розоватого цвета, который при изготовлении складывается пополам и ламинируется
- Ламинированные бумажные права размером 74х105 мм — самые старшие по возрасту, их выпуск прекращён в 2011 году.
Этот тип удостоверения размером 85х55 мм, изготавливается из тонкого синтетического материала с нанесённой защитной сеткой розового цвета; сверху покрывается специальной плёнкой, выполняющей роль защиты от подделок
Права, размер которых был 85,6х54 мм, с таким оформлением обратной стороны выдавались с 2011 по 2014 год
Удостоверение изготавливается на пластиковой основе, размеры составляют 85,6х54 мм (с закругленными углами), степень защищенности от подделок бланка удостоверения — «Б». Цвета — голубой и розовый. На лицевой стороне помещено изображение отличительного знака «RUS»
В таблице категорий на правах нового образца пиктограммы нарисованы в первой колонке рядом с буквенным обозначением
Современные российские права полностью отвечают требованиям Венской Конвенции 1968 года, потому что на удостоверениях рядом с категориями нанесены пиктограммы, в виде транспортных средств. Они наглядно дополняют буквенные обозначения и выглядят так, как их утвердили на Конвенции.
Видео: водительские удостоверения нового образца
Сейчас на руках у водителей находятся удостоверения четырёх видов. До конца 2021 года утратят силу в связи с окончанием срока действия все права старого образца. После этого на руках останутся новые водительские удостоверения, которые могут использоваться в других странах. Международный статус им придаёт пластик и нанесённая на него информация, соответствующая требованиям норм Венской Конвенции.