0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто должен проехать первым

Властелин колец: как проехать круговую развязку и не нарушить правила

Новости 21.02.2020 23

Правила проезда перекрёстков с круговым движением последний раз обновлялись в 2017 году, но даже по прошествии двух лет «кольцо» для многих водителей до сих пор остаётся загадкой.

Что есть что

Перекрёсток с круговым движением — способ организации движения, при котором после въезда на перекресток машины огибают центральную часть, «остров», против часовой стрелки (в случае правостороннего движения). Такие перекрёстки имеют несколько преимуществ перед обычными:

  • Увеличенная пропускная способность, что особенно заметно в случае умеренной загруженности дороги, когда кольцо может действовать практически непрерывно.
  • Сниженное время ожидания перед въездом на перекрёсток при отсутствии светофоров.
  • Увеличенное количество путей, подходящих к перекрёстку, в то время как на перекрёстке с пятью или более «ветками» приходится изобретать сложные схемы работы светофоров.
  • Повышенная безопасность движения, так как проезд «кольца» требует снижения скорости, благодаря чему снижается тяжесть возможных аварий.

Перекресток в британском Суиндоне, сочетающий пять «колец» в одном

Безусловно, у таких перекрёстков есть и недостатки. Например, аварии на «кольцах» случаются ничуть не реже, а возможно и более часто, чем на обычных перекрёстках. Немаловажно, что для кругового движения требуется куда большая площадь, чем для стандартного пересечения дорог. Кроме того, вместе с выросшим удобством для водителей ухудшается удобство таких перекрёстков для пешеходов, ведь им, как правило, предлагается обойти «кольцо» по внешней стороне.

Как въехать

Теперь посмотрим, как всё это дело следует проезжать. Для начала о том, что не подвергалось изменениям в ходе правки правил. Пункт 8.5 обязывает водителя перед поворотом направо, налево или разворотом занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, кроме случаев въезда на круговой перекрёсток. Иначе говоря, въезд на «кольцо» разрешён из любой полосы . А на самом «кольце» нужно занимать ту же полосу, с которой осуществлялся въезд, то есть из крайней правой поворачиваем на крайнюю правую, из крайней — левой на крайнюю левую, из средней — на среднюю.

Почему-то одной из проблем на «кольце» для многих является подача сигнала поворота. Видимо, круговое движение они воспринимают как какое-то инопланетное изобретение и чувствуют себя крайне неуютно. Иначе как объяснить, что машины стоят перед «кольцом», моргая левым поворотником, но потом пропускают едущих по кольцу и поворачивают вслед за ними направо? Не надо так!

Круговой перекрёсток ничем не отличается от других, на нём «лево» и «право» не меняются местами, а поворачиваете вы только направо, так что единственный правильный сигнал поворота — тоже правый .

Типичная авария на кольце

Как съехать

А съезжать как? Согласно тому же пункту 8.5 правил. То есть нужно, как и в случае с любой другой дорогой, заблаговременно занять крайнее правое положение и поворачивать только оттуда ! Ведь мы съезжаем направо.

То есть все выкрутасы с поворотом направо из крайней левой полосы, сопровождающимся подрезанием остальных рядов и изображением выражения лица в формате «холопы, подвиньтесь, барин едет» незаконны! Соответственно, с бедолаги, не успевшего затормозить и знатно пропахавшего бок вашей «ласточки», спросить будет нечего, так как виноват не он.

Ну и, конечно, в случае наличия разметки или знаков, предполагающих иное движение по полосам (например, когда для поворота направо предназначено две, три или больше полос вместо одной), руководствоваться нужно ими. Но здесь, как и при въезде на «круг», нужно быть внимательным и ехать согласно своей полосе, опять же, не перегораживая путь соседям.

Что менялось

Изменения в ПДД, касающиеся проезда перекрестков с круговым движением, вносили не один раз. В ноябре 2017 года вступило в силу постановление Правительства №1300, которое устанавливает тот порядок проезда «кольца», о котором говорили давно, но который не был закреплён предыдущими правилами.

Итак, изменения касались раздела «нерегулируемые перекрёстки», а именно пунктов 13.9 и 13.11 правил. Из первого исключался абзац про то, что кольцо становится главным только в том случае, если перед ним установлена комбинация знаков 4.3 («круговое движение») и 2.4 («уступи дорогу») или 2.5 («движение без остановки запрещено»).

Знак 4.3 «Круговое движение»

Второй пункт немного скорректировали, уточнив, что из «правила правой руки» (уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа) появилось исключение в виде нововведённого подпункта 13.1.1, который установил, что при въезде на круговой перекрёсток, обозначенный только знаком 4.3, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрёстку. При наличии на въездах на кольцо дополнительных знаков «уступи дорогу», «главная дорога» и «направление главной дороги» руководствоваться, как и раньше, следует именно ими.

Иначе говоря, если раньше одинокий знак 4.3 «круговое движение» просто информировал о въезде на кольцо, никак не регламентируя приоритет и оставляя в силе «правило правой руки», то теперь этот знак вполне самостоятелен и устанавливает свои правила проезда, обязывая уступить тем, кто движется по кругу.

В итоге получается, что после нескольких попыток наши законодатели наконец сделали правила проезда перекрёстков с круговым движением «как в Европе», о чём давно мечтали. Главное, чтобы водители не путались и сами стали ездить «как в Европе», а не по своему разумению.

• Это было интересно? Подпишитесь на наш телеграм-канал — там есть наши новости, рассказы про интересные машины и фотографии с курьёзами.

Вопрос 1: Что такое «помеха справа»?

Сразу же оговоримся: в ПДД отсутствуют такие термины – «правило правой руки» и «помеха справа». Это условно-упрощенные выражения пункта 8.9 ПДД РФ. Суть его следующая. Правила не могут регламентировать все ситуации с приоритетностью на дорогах. Поэтому, если последовательность проезда транспорта не предусматривается ПДД, то водители между собой должны разъехаться, пропуская «помеху справа». Только после этого можно продолжить двигаться.

Иными словами, если мы по пути следования пересекаем путь другому автомобилю, а очередность движения Правилами никак не оговаривается, то мы должны будем уступить этому автомобилю дорогу, если он в момент пересечения будет от нас справа.

В этом случае водитель грузовика должен проехать перекресток первым, так как для легкового автомобиля он находится справа

Соответственно, этим же правилом должен руководствоваться и наш оппонент: если мы ему создаем помеху справа, то он должен обеспечить нам право первого проезда.

Таким образом, если приоритет движения невозможно определить знаками, регулировщиком или светофором, то наша «помеха справа» должна от нас получить преимущество в движении.

Задача вторая. Традиционный вопрос, кто кому должен уступать?

— Открываем ПДД и читаем пункт 103. А там сказано, что при повороте налево нужно уступить дорогу тем, кто движется прямо и направо. Что касается водителя желтой машины, то он также обязан предоставлять преимущество. Это опять-таки ситуация, когда оба водителя должны уступать дорогу, — говорит Юрий Краснов.

В отличие от предыдущей задачи этот вариант абсолютно реальный. Такая обстановка регулярно складывается на перекрестке ул. Красная — пр. Машерова в Минске.

В данном случае ведущий рубрики рекомендует наблюдать друг за другом и действовать по ситуации.

— Есть решение этой проблемы: сделать так, чтобы траектории были четко обозначены с помощью разметки или конструктивным образом (островок/полуостровок), — предлагает эксперт. — Или установить дополнительную секцию светофора (стрелку) для поворачивающих налево. Тогда у них будет преимущество.

Неразрешимая ситуация на перекрестке

На перекрестке может возникнуть дорожная ситуация, из которой невозможно найти выход в рамках действующих правил дорожного движения.

Заключается она в том, что к равнозначному перекрестку подъезжают автомобили одновременно со всех направлений. Причем на каждом из четырех въездов находится хотя бы один автомобиль, водитель которого желает проехать прямо, повернуть налево или развернуться.

Суть этой неразрешимой ситуации в том, что каждый из водителей должен уступить дорогу другому автомобилю (который находится справа от него). Белый уступает оранжевому, оранжевый — синему, синий — зеленому, зеленый — белому. Поэтому все они вынуждены стоять и проехать не могут.

Выход из такой ситуации может быть найден следующим образом. Все автомобили, приближающиеся с одного из направлений, должны повернуть направо. В этом случае остальные автомобили постепенно смогут разъехаться.

Однако если такая ситуация возникнет на практике, то не рекомендую Вам блистать знаниями и первым выполнять поворот направо. Пусть лучше это сделают другие водители.

Связано это, во-первых, с тем, что при приближении к перекрестку Вы уже заняли правильное положение на проезжей части, соответствующее намеченному направлению выезда. Поэтому поворот из такого положения направо может привести к нарушению правил или к ДТП.

Во-вторых, водитель не имеет информации о том, куда приведет его правая дорога и удастся ли там развернуться. Поэтому лучше подождать, пока ситуация разрешится сама собой, оставаясь на своем месте перед перекрестком.

Ну а в следующей статье речь пойдет про перекрестки с трамвайными путями.

Проезд нерегулируемых перекрестков

Нерегулируемый перекресток – это тот, на котором отсутствует светофор или регулировщик, или тот, на котором на светофоре мигает желтый свет.

На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог преимущество имеет безрельсовое транспортное средство, у которого нет помехи справа (п. 13.11 правил дорожного движения), то есть на таком перекрестке приближающийся слева автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту.

Но на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов должны уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по этой дороге (п. 24.4 правил дорожного движения).

Размер штрафа за проезд на красный свет

Штрафные санкции за проезд без учета запрещающих световых сигналов устанавливаются в КоАП РФ:

  • Если проехать по перекрестку или зебре на красный/желтый — штраф составит 1 000 рублей (статья 12.12 КоАП РФ). Чтобы не нарушить правило, нужно встать за ограничительной линией (если она есть) или перед «зеброй»/ светофором/регулировщиком так, чтобы не мешать пешеходам переходить улицу, а другому транспорту ехать в перпендикулярном направлении.
  • Если пересечь ж/д-пути на красный свет семафора — штраф 1000 рублей либо лишение прав на срок от 3 месяцев до полугода (cтатья 12.10 КоАП РФ). По правилам водитель должен стоять за стоп-линией, пока не погаснет красный. Если ограничительной линии нет, нужно ждать разрешающего сигнала светофора за 5 метров до шлагбаума или за 10 метров до рельсов. Не разрешается пересекать железную дорогу вне переездов, когда опускается или уже опустился шлагбаум, стоять на путях.
  • Если пересечь стоп-линию у зебры, перекрестка, ж/д-переезда — штраф составит 800 рублей. Важно, что положение автомобиля в данном случае фиксируется по бамперу, а не по передним колесам.
  • Если выехать на перекресток, где по линии движения ТС возник затор, или остановиться на нем — штраф 1 000 рублей (статья 12.13 КоАП РФ). Участок перекрестка, на который запрещено выезжать, с апреля 2018 года обозначается разметкой 1.26 – диагональными полосами желтого цвета, так называемой «вафельницей». Но даже если такой разметки на перекрестке нет, выезжать на него при образовании затора нельзя.

Если за год вы уже второй раз нарушаете данное правило ПДД (и это зафиксированное нарушение), то штраф будет больше – 5 000 рублей. Когда за повторным нарушением вас поймал сотрудник ГИБДД, вместо штрафа вас могут лишить прав на срок от 4 месяцев до полугода.

Если повторно нарушить правила переезда через ж/д-пути, то вас могут лишить прав на год. Права не отбирают в случае, когда оба нарушения либо последнее из них были зафиксированы камерой фото/видеофиксации, а не инспектором ГИБДД.

Следите за сигналами светофора не только на дороге, но и при переезде ж/д-путей

Учитывайте, что отсчет срока лишения прав начинается с момента оплаты штрафа. То есть, если вы нарушили ПДД 1 июля, а штраф заплатили 15 июля, то обнуление счетчика ваших нарушений произойдет только 15 июля следующего года.

Для наглядности приводим все штрафы в таблице.

НарушениеСумма штрафаСрок лишения водительских прав
Автомобиль проехал на запрещающий сигнал1 000 рублей – первое нарушение, 5 000 рублей – повторноеОт 4 месяцев до полугода при повторном нарушении
Автомобиль проехал на запрещающий сигнал на ж/д-переезде1 000 рублей – первое нарушение, 5 000 рублей – повторноеОт 3 месяцев до полугода при первом нарушении, при повторном – на 1 год
Автомобиль остановился на перекрестке или выехал на него на красный свет, потому что на линии движения образовался затор1 000 рублей
Автомобиль выехал за ограничительную линию800 рублей

Аварийная ситуация на перекрестке.

Ситуация не единичная и случается довольно часто на улицах Москвы. В «Профессиональной Школе Вождения» уделяют особое внимание подобным ситуациям.
На регулируемом перекрестке водитель автомобиля дожидается разрешающего сигнала дополнительной секции светофора. Ему нужно повернуть налево. Загораются основной зеленый свет и дополнительная стрелка, разрешающая начать движение. Водитель трогается, начинает маневр, а ему в правый бок врезается автомобиль, за рулем которого сидит, к примеру, девушка. Она стояла напротив в ожидании разрешающего сигнала и начала движение тогда, когда загорелась зеленая стрелка. Однако основная секция в этот момент светилась красным.
Вопрос: кто из водителей прав в данной ситуации и что говорят об этом ПДД? Какая из машин имеет преимущество?
При поверхностном взгляде на ситуацию можно предположить, что в ДТП виноват водитель, который поворачивал налево. Ведь при повороте он не уступил дорогу девушке, машина которой являлась помехой справа.
Такое утверждение полностью соответствует пункту 8.9 ПДД (если при проезде перекрестка траектории автомобилей пересекаются, и очередность проезда не оговорена правилами, то дорогу обязан уступить тот водитель, у которого появляется помеха справа). Однако в данном пункте есть дополнение «если очередность не оговорена правилами».
Многие руководствуются пунктом 13.12 ПДД (при повороте налево водитель обязан уступать дорогу автомобилям, которые едут навстречу прямо или поворачивают направо). Но и здесь есть нюанс – этот пункт относится к правилам проезда нерегулируемых перекрестков. Так, где же все-таки истина?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, автоинструкторы «Профессиональной Школы Вождения» советуют еще раз внимательно ознакомиться с пунктом ПДД 13.5. Он говорит о том, что если водитель начинает движение на разрешающий сигнал дополнительной секции светофора, в то время как основной сигнал остается красным, то перед совершением маневра он должен пропустить всех остальных водителей, независимо от того, откуда они движутся. Здесь и находится ответ на поставленный вопрос. Девушка, которая поворачивала направо, обязана была уступить дорогу, так как основной сигнал светофора перед ней был красным.
Такая путаница была на руку сторонникам узаконивания правого поворота на запрещающий сигнал светофора при отсутствии помех. Они уверены, что вместо дополнительной секции со стрелкой лучше устанавливать отдельный знак. Однако представители ГАИ их не поддержали, считая, что загорающаяся зеленая стрелка работает эффективней.

Проезд на красный может повысить стоимость ОСАГО

Новый вариант либерализации обязательного автострахования, подготовленный депутатами всех фракций, получился более сдержанным. В отличие от правительственного, он не предполагает дальнейшего расширения тарифного коридора ОСАГО и отмену коэффициентов по мощности и территории. Неизменным остался курс на справедливое ценообразование полиса: аккуратный водитель должен платить меньше лихача.

Законодатели просчитали риски

Ранее Госдума перенесла на неопределённый срок рассмотрение правительственного проекта об индивидуализации ОСАГО. Причиной этому, как сообщил журналистам первый вице-спикер палаты Александр Жуков 14 октября, стала серьёзная полемика, которая развернулась вокруг инициативы.

При этом и парламентарии, и Правительство, и представители страхового сообщества едины во мнении, что действующую систему тарифов ОСАГО необходимо скорректировать в сторону дальнейшей индивидуализации тарифов.

Компромиссный вариант проекта закона разработали и внесли в Госдуму депутаты от всех фракций во главе с председателем думского Комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

Как рассказал депутат «Парламентской газете», в документе отсутствуют предложения, вокруг которых развернулись самые сильные споры.

«Мы убрали всё, что по нашим расчётам может привести к резкому удорожанию полисов ОСАГО, — пояснил Аксаков. — Например, отказались от увеличения страховых выплат за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего с нынешних 500 тысяч рублей до двух миллионов. При этом пока сохранили коэффициенты по территории и мощности, чтобы не расширять тарифный коридор. Он останется прежним».

Сейчас тарифный коридор установлен ЦБ в размере 2746 — 4942 рубля. При этом у страховщиков появится больше критериев, по которым будет определяться окончательная цена полиса. В частности, значения базовых ставок будут меняться в зависимости от факторов, существенно влияющих на вероятность совершения страхователем ДТП. В качестве таких факторов может учитываться неоднократное, в течение года, привлечение водителя к административной ответственности за проезд на красный или запрещающий жест регулировщика, превышение скорости на 60 км/ч, выезд на встречку или вождение в состоянии опьянения. При этом нарушения, зафиксированные на дорожную камеру, не учитываются.

Стабильность тарифов

Российский союз автостраховщиков (РСА) и ранее высказывался за компромиссный вариант либерализации ОСАГО.

По словам президента РСА Игоря Юргенса, отказ от ряда предложенных Правительством нововведений позволит скорей запустить застопорившийся второй этап реформы по индивидуализации тарифов по ОСАГО и обеспечить стабильность рынка.

Он пояснил, что в ходе обсуждения законопроекта на парламентских слушаниях в Совете Федерации представители властей и страховщики признали, что необходимо пересмотреть коэффициенты в пользу более индивидуализированного подхода, чтобы водители получили справедливые цены.

«Считаем, что тариф должен складываться из тех рисков, которые граждане создают на дороге, — пояснил Игорь Юргенс. — Сейчас у нас аварийные водители и нарушители платят за полис столько же, сколько аккуратные автовладельцы. То есть хорошие водители, которых у нас более 80 процентов, субсидируют плохих».

По его словам, в отрасли поддерживают введение повышающего коэффициента за грубые нарушения правил дорожного движения. Этот коэффициент, с одной стороны, позволит страховщикам более точно оценивать потенциальную аварийность автовладельцев, а с другой — простимулирует автовладельцев избегать грубых нарушений ПДД.

«В целом это должно привести к повышению безопасности дорожного движения», — полагает Игорь Юргенс.

Он также напомнил, что реформа по индивидуализации тарифов по ОСАГО стартовала 9 января 2019 года, когда вступили в силу нормативные акты Банка России, согласно которым тарифный коридор по обязательной «автогражданке» был расширен на 20 процентов вверх и вниз. Кроме того, был реформирован коэффициент «возраст-стаж» — вместо четырёх градаций возраста и стажа он содержит 58 степеней.

«Это послужило для страховщиков сигналом улучшения ситуации на рынке обязательной «автогражданки», что привело к усилению конкуренции между ними, — отметил глава РСА. — С этого момента мы постоянно фиксировали снижение средней премии по ОСАГО».

По итогам 9 месяцев 2019 года средняя цена полиса снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,4 процента — с 5 703 до 5 395 рублей. Игорь Юргенс убеждён, что дальнейшая реформа по индивидуализации тарифов приведёт к ещё большему снижению стоимости ОСАГО для безаварийных автовладельцев”, — сказал Игорь Юргенс.

Одновременный поворот налево на перекрестке

Встречный разъезд (одновременный поворот налево) на перекрестке — дорожная ситуация, очень часто возникающая при одновременном взаимно встречном движении автомобилей, поворачивающих налево:

  • на регулируемом перекрестке при движении на разрешающий сигнал светофора;
  • при движении по главной дороге нерегулируемого перекрестка, если главная дорога не меняет своего направления;
  • при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка, если главная дорога свободна и не меняет своего направления;
  • на равнозначных перекрестках при движении навстречу друг другу, если пересекаемая дорога свободна.

Эти ситуации подчиняются одному и тому же правилу (об этом ниже), и будут рассмотрены позднее, в процессе разбора дорожных ситуаций. А пока что, согласно общим правилам проезда перекрестков, нужно понять саму технику одновременного поворота налево на перекрестке.

При одновременном повороте налево на перекрестке ПДД не дают ответ на вопрос «кто из водителей имеет преимущество?». Но существует одно неписаное правило – водители сами нашли решение такой проблемы: на больших перекрестках разъезжаются правыми бортами относительно центра, на маленьких перекрестках – левыми бортами.

Но это, так называемое правило, нельзя воспринимать буквально. Если с одновременным поворотом налево на больших перекрестках вопросов не возникает, то на маленьких перекрестках это правило может поставить водителей в тупик.

Все дело в том, что на очень маленьких перекрестках одновременный разъезд без того, чтобы не причинить неудобства оппоненту, и не нарушив при этом Правила, почти невозможен. Опять же, понятие «маленький перекресток» довольно расплывчато, и понимается людьми по-разному. Что значит «маленький» и насколько перекресток должен быть маленький?

Большинство современных перекрестков двухполосных дорог (одна полоса ваша, другая навстречу) при одновременном повороте налево позволяют беспрепятственно разъехаться правыми бортами. При этом на выезде с перекрестка левые колеса автомобиля встречной полосы не касаются, т.е. нарушения нет.

На очень маленьких перекрестках (ширина примерно две длины автомобиля) без нарушения Правил можно разъехаться «налево» двумя путями: первый – названный выше случай разъезд левыми бортами, второй способ – уступить первоочередное право проезда перекрестка своему оппоненту. В таком случае, на маленьком перекрестке (на очень маленьком) первым налево поворачивает ваш оппонент, а ваш авто поворачивает следом, уже после того, как проезд освободится. Если же ваш оппонент уступит первую очередь проезда вам, например, моргнет фарами, или махнет рукой, значит, вы проезжаете перекресток первым.

Центр перекрестка, также как и его категорию (большой он или маленький) определить обычно бывает нетрудно, ну а встречный автомобиль, поворачивая вместе с вами, подскажет вам нужную траекторию.

Выше был рассмотрен одновременный встречный поворот налево. Одновременный попутный поворот налево происходит когда два или несколько транспортных средств одновременно поворачивают налево из смежных полос. Такое возможно, когда поворот налево разрешен ПДД с двух или более смежных полос. Со стороны это выглядит как попутный параллельный поворот налево нескольких ТС. Подробнее об этом — в статье Как повернуть налево, если поворот разрешен с двух полос.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 19.08.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector