0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педали газа и тормоза на механике

Управление автомобилем. Часть 3. Педали

Последнее обновление: 20.07.2021
Один комментарий

  • Управление автомобилем. Часть 1. Посадка
  • Управление автомобилем. Часть 2. Руление
  • Управление автомобилем. Часть 3. Педали
  • Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места
  • Управление автомобилем. Часть 5. Разгон
  • Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка
  • Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота
  • Управление автомобилем. Часть 8. Движение задним ходом
  • Управление автомобилем. Часть 9. Парковка

Основы управления автомобилем

В предыдущей публикации с названием «Управление автомобилем. Часть 1. Посадка» был дан ответ на вопрос, касающийся расположения (посадки) в водительском кресле, а также положения ног относительно педалей управления.

В этой статье рассмотрим, для чего служит педаль газа, педали тормоза и сцепления, и как правильно нажимать на педали тормоза, сцепления и газа в процессе управления автомобилем.

Современные автомобили могут оснащаться как механической коробкой передач (МКПП), так и автоматической (АКПП). Автоматические, в свою очередь, тоже подразделяются на типы, но суть не в этом.

Различия в управлении автомобилями с различными коробками передач в том, что автомобиль с акпп имеет всего две педали (газа и тормоза), а автомобиль с мкпп — три педали: газа, тормоза и сцепления.

С коробкой «автомат» все просто: переключение передач осуществляется одним рычагом без педали сцепления (левая нога водителя постоянно покоится на упоре для ноги). Передачи переключаются автоматически.

На автомобилях с механической коробкой переключения передач (МКПП) этот процесс несколько сложнее, но только на первый взгляд. Здесь для переключения передач используется рычаг и педаль сцепления.

Не станем вдаваться в подробности устройства автомобиля и работы его узлов, для этого лучше изучить соответствующую литературу, а рассмотрим технику нажимания на педали.

В самом начале автомобильной практики людям свойственно совершать ряд ошибок. Например, в процессе учебы одни неправильно держат руль, неправильно нажимают на педали, другие неправильно тормозят и прочее, и это входит в привычку.

В последствии эти привычки доходят до автоматизма, и изменить их, порой, бывает очень сложно. Поэтому с самого начала учебы следует привыкать правильно.

Что означает «правильно», или «правильные действия за рулем», объяснение есть в статье Управление автомобилем. Часть 1. Посадка.

Далее, в следующих публикациях серии Управлении автомобилем, будут рассмотрены такие основы управления, как трогаться с места и как останавливаться. После ознакомления с ними придет понимание, почему необходимо правильно работать педалями, а впоследствии эти знания вам помогут.

Общие рекомендации по работе с педалями управления будут такие:

1. Нажимать на педали тормоза и сцепления нужно подушечкой стопы. Не пальцами и не всей ступней, а только подушечкой.

Можно потренироваться: поставить и «пристроить» каждую ногу на «свою» педаль. Поочередно, левую ногу — на педаль сцепления, а правую ногу — на педаль тормоза, чтобы запомнить положение ступни. Пятка, при этом, отрывается от пола, а нажатие совершается коленным суставом, голень помогает.

2. Работать с педалями нужно аккуратно, плавно, даже если необходимо нажать на педаль быстро;

3. По педалям нельзя бить ногой (кроме отдельных случаев, когда автомобиль оборудован АБС);

4. Возврат педалей в первоначальное положение обеспечивается пружинами. При отпускании нельзя бросать педаль, нужно сопровождать ее обратный ход ногой.

Теперь о назначении каждой педали в отдельности.

Последствия одновременного нажатия газа и тормоза

Если зажать педали газа и тормоза в один и тот же момент, то внутри автомобиля возникнут несколько процессов:

  • обороты двигателя возрастут;
  • колесам будет передаваться больший крутящий момент;
  • тормозная система будет препятствовать вращению колес.

При этом наибольшую нагрузку будут испытывать элементы, которые обеспечивают передачу крутящего момента. Однако что произойдет, если зажать газ и тормоз на автомате или механике? В каждом из случаев прослеживаются свои нюансы.

Расположение педалей в машине с механической и автоматической коробкой передач

Как мы уже говорили, на всех нынешних машинах педали устанавливаются стандартно. Есть лишь отличие в разделении по системам коробки передач. На автомобилях с коробкой автомат обычно устанавливают только две: педаль газа и тормоза. На машинах с механической коробкой добавляется третья педаль, отвечающая за сцепление.

Другие комбинации устанавливать не разрешается. В ином случае автомобиль не пройдет проверку и разработчик не получит лицензию на продажу машины.

Как уже было сказано выше, в автоматической коробке передач:

  • Левая педаль – это тормоз.
  • Правая педаль – газ.

Функции педали сцепления выполняет компьютер. Компьютер лучше справляется с этой задачей, поэтому в авто с большими объемами двигателей, развивающих большую скорость, зачастую устанавливают именно коробку автомат.

В машинах с механической коробкой передач устанавливают уже три педали:

  1. Крайняя левая – это педаль сцепления.
  2. Средняя педаль – тормоз.
  3. Правая педаль – это газ, и никак по-другому.

Отличия бывают только в расстоянии между ними, высотой их нахождения над полом, а также шириной самой педали. Единые стандарты расположения педали газа, тормоза, сцепления в машинах с МКПП установлены во всем мире и на всех современных автомобилях. Преимущества данной стандартизации:

  • Пересаживаясь на новый автомобиль, водитель не столкнется с проблемами, связанными с привыканием к другому расположению механизмов управления.
  • Сев за руль нового автомобиля водитель не будет путаться в педалях.
  • На дорогах намного безопаснее именно по причине того же отсутствия привыкания и путаницы.
  • Для разных категорий авто система управления остается одинаковой.

Конечно, технологии не стоят на месте, и у производителей давно имеются современные наработки для еще большего упрощения системы управления транспортом. Но вводить что-то новое и так в прекрасно работающие системы, и снова разрабатывать стандарты никто пока не спешит. Ведь для этого всем без исключения водителям придется переучиваться на новые способы управления, и далеко не все готовы отказаться от привычной, удобной и простой системы.

Алгоритм действий

Торможение двигателем на машине с коробкой-автомат обычно ограничивается снятием ноги с педали акселератора: далее «умная» система самостоятельно понижает передачи в нужной последовательности. Однако это возможно не на всех машинах. Подробности об алгоритме действий изложены в инструкции каждой конкретной модели. Так, встречаются АКПП, где сначала нужно включить режим овердрайв (который соответствует третьей передаче), далее по достижении определенной скорости (не более 92 км/ч) следует перейти поочередно сначала на D2, затем при снижении скорости до 54 км/ч и ниже включить L, что соответствует второй и первой передаче. Иногда достаточно включить ручной режим.

С машинами на механике все не так просто. Существует стандартный способ и с «прогазовкой». В первом случае водитель поступает следующим образом: отпускает педаль газа, нажимает сцепление, включает третью передачу, далее по мере падения скорости — вторую и первую. Если вы едете на высокой передаче, переход на пониженную следует делать только через третью передачу. Если сразу перейти на низкую, колеса могут заблокироваться и машину закрутит. Кроме того, излишняя нагрузка не лучшим образом скажется на двигателе и коробке.

Режим с «прогазовкой» считается более щадящим. Основное отличие в том, что перед переходом на пониженные передачи водитель выжимает сцепление, переводит коробку в нейтральное положение, немножко газует и только потом осуществляет переключение на пониженную передачу.

В любом случае, ни при каких условиях нельзя переходить с высокой передачи сразу на первую. Выжимать педаль сцепления следует максимально плавно и только тогда, когда обнаружится связь двигателя с трансмиссией.

На механической коробке передач

На автомобиле с механической КПП за передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач отвечает сцепление, который реализует механическое соединение элементов двигателя и МКПП.

В основе работы сцепления — сила трение между двумя дисками, один из которых закреплен на валу двигателя, другой — на валу коробки передач.

При «выжатом» сцеплении двигатель отсоединен от КПП. При отпускании педали сцепления, за счет нарастающей силы трения между дисками сцепления, скорость вращения вала коробки передач будет стремиться уравняться со скоростью вращения вала двигателя.

При отпущенной педали — скорость вращения обоих валов одинакова.

Итак, при одновременном нажатии на газ и тормоз, происходит следующее:

  • С нарастанием оборотов двигателя вал двигателя передает больший крутящий момент на вал МКПП.
  • Возникает, и увеличивается разница во вращении дисков сцепления — проскальзываение.
  • Выделяется большое количество тепла.

Иными словами: при одновременном нажатии (и удержании) педалей газа и тормоза на автомобиле с механической КПП, первым выйдет из строя (сгорит) сцепление. Остальные элементы трансмиссии и двигатель также будут перегружены.

Положительным моментом является то, что велика вероятность того, что двигатель заглохнет, не успев сжечь сцепление.

Расположение педалей в авто: «механика» и «автомат»

Начнем с того, что в процессе управления ТС (независимо от типа коробки), очень важна четко скоординированная работа рук и ног. При этом в случае с «механикой» управлять машиной сложнее, чем на аналогичных машинах с автоматом, так как водителю приходится выжимать сцепление и самостоятельно переключать передачи с учетом скорости движения, нагрузки на двигатель, дорожных условий, ситуации на дороге и т.д.

Результат — при нажатии на педаль газа обороты мотора увеличиваются, двигатель отдает больше мощности, машина активно разгоняется. Если же газ отпустить, подача горючего в мотор уменьшается, разгон прекращается, уменьшается тяга. Эта педаль расположена справа (на любом автомобиле с любой коробкой), нажимать на нее нужно правой ногой.

  • Рядом с газом расположена педаль тормоза. Обычно педаль тормоза больше педали газа по размеру (имеет широкую площадку для ноги), чтобы в случае экстренного торможения водитель случайно не перепутал педали. Данная педаль также имеется в любом автомобиле.

Идем далее. На автомобилях с АКПП больше нет педалей, то есть кроме педали газа и тормоза какие-либо другие отсутствуют. Другими словами, водитель просто нажимает на газ для разгона и жмет на тормоз при необходимости снизить скорость или остановиться. Все действия выполняются одной левой ногой, правая нога не задействована.

  • Однако на авто с МКПП также присутствует педаль сцепления. Эта педаль находится слева от педали тормоза. Ее назначение- выключение сцепления (фактически, отсоединение мотора от коробки) для того, чтобы водитель мог переключить передачу.

Так вот, в этом случае сцепление нажимается именно левой ногой, выжимается до упора, тогда как правая нога отвечает за работу с газом и тормозом. Данная педаль позволяет плавно тронуться с места (отпускать ее нужно также плавно и деликатно, параллельно добавляя газа и дозируя тягу правой нагой).

После того, как автомобиль набрал скорость, например, на первой передаче, отпускать сцепление после перехода на вторую скорость можно менее плавно, так как двигатель уже не заглохнет. Однако резко бросать сцепление также не стоит, так как в момент включения сцепления могут быть рывки, возникают и усиливаются ударные нагрузки на сцепление, коробку и другие детали.

На практике, лучше сразу осваивать МКПП, после чего вы сможете с легкостью управлять любым автомобилем. Также ошибкой будет начинать обучение сразу на автомате, так как пересесть с АКПП на МКПП намного сложнее, чем наоборот. Простыми словами, переучиваться с «автомата» на «механику» труднее, так как нужно изменить привычки и навыки езды с АКПП, которые нарабатываются с опытом.

Как управлять педалями

Расположение двух педалей в машине с автоматической коробкой снижает нагрузку на водителя. Требуется меньше концентрации на управлении. Ноги меньше устают. Но нужно знать некоторые особенности работы тормозом и газом в автомате:

  • Газ и тормоз нужно нажимать плавно, чтобы машина успевала реагировать мягко.
  • Переключать режимы автомата нужно с нажатым тормозом.
  • При пробуксовке машины с автоматом давить на газ вредно. Чтобы выбраться, можно попробовать работать педалью как сцеплением на понижающей передаче, медленно вращая колёса.
  • В режиме Drive «поигрывание» газом переключает передачи автомата: если при разгоне утопить газ на 2/3, то двигатель будет раскручиваться на этой передаче, не переключаясь выше. Чтобы снизить передачу, нужно быстро нажать газ и приотпустить.
  • В ручном режиме сброс газа на небольшой скорости переводит гидротрансформатор в режим гидромуфты. Автомобиль тормозит двигателем, что удобно в рваной городской езде — ножной тормоз используется меньше.
  • Резко утапливать газ нужно в режиме «Кик-даун». Автомат в этом случае переключается на 1-2 скорости для обгона. Частое использование режима с агрессивным газом вредит коробке.

При резком обгоне нужно учесть, что в моменте между нажатием газа и разгоном автомобиля происходит задержка порядка секунды. За это время автомат включает пониженную передачу, а затем разгоняется. В экстренной ситуации такое «ожидание» может стать фатальным.

Что будет, если вовремя не отрегулировать сцепление?

Сцепление, которое вовремя не отрегулировали, быстро выйдет из строя, так что скоро его придется ремонтировать или полностью менять. При повышенном ходе педали сцепление выключается не до конца, его диск постоянно прижат к маховику двигателя. При малом ходе у сцепления нет возможности включить ведомый диск до конца, что ведет к пробуксовке и отсутствию крутящего момента.

Управлять автомобилем с неотрегулированным или неисправным сцеплением опасно и чревато аварией!

Отсутствие регулировки – причина быстрого выхода сцепления из строя

Как работать педалями

Мастерство вождения требует не только знаний и умений, как нажимать правильно педали автомобиля. Чтобы тронуться с места нужно плавно отпустить сцепления при этом нажимая аккуратно на газ.

Чтобы тронуться с места без рывков, нужно выполнить некоторые действия:

  1. Выжать сцепление, при этом ведущий и ведомый диск муфты сцепления, прижаты к друг другу, а разъединяющий и крутящийся элемент от двигателя перестает передаваться на КПП. Таким образом, первичный вал КПП соединяемый с ведомым диском, останавливается.
  2. Включить передачу.
  3. Плавно отпускать сцепление и нажать на газ.

Все действия нужно выполнять в правильной очередности, чтобы не нарушить работу машины. Овладев мастерством, как работать педалями автомобиля, можно стать искусным водителем, который может быстро принимать решение в экстренных ситуациях.

Но если машина стоит на склоне дороги, то в начале движения нужно снять машину с тормоза. Чтобы отработать навык следует потренироваться на участке дороги с небольшим склоном. В таком положении можно не трогать газ и двигатель не заглохнет. Сцепления используют при переключении передач скорости. Во время движения рекомендуют нажимать и отпускать очень быстро, чтобы не «подгорели» фрикционные прокладки. Ногу ставят так, чтобы она была согнута немного в колене. Держать сцепление при остановке (например, на светофоре) не рекомендуют.

Если при нажатии на тормоза требуются усилия, то требуется проверить авто на СТО, так как все должно работать мягко. Правая нога всегда должна находиться рядом с тормозом.

Чтобы отработать навык, следует поработать педалью газа в тот момент, когда авто стоит и мотор работает. Нажимать нужно аккуратно, ведь от силы нажатия зависит скорость. Постоянно держать на газу ногу не следует, нужно передвигать к тормозу.

Изучив, как расположены педали в автомобиле и научившись правильно пользоваться, можно обезопасить жизнь для себя и других. Управлять автомобилем с «механикой» сложнее, но отработав навык до автоматизма, «пересесть» на коробку автомат будет просто.

Если вам нужна автошкола онлайн, тогда вам к нам!

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector