0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подкатегории прав нового образца

Чем отличается водительское удостоверение нового образца от старого документа

Когда перед автовладельцами встает вопрос о переоформлении старых прав в органах ГИБДД, они подают заявление на получение водительских прав, оформленных по новому образцу.

Если задаться вопросом, чем отличаются права нового образца от документа старого типа, то у новых прав будет ряд ощутимых преимуществ. К ним относятся и более прочный пластик, из которого они изготавливаются и современные защитные технологии, затрудняющие подделку.

Актуальные категории и подкатегории водительских прав

Людям свойственна склонность к упорядочиванию и группированию различных перечней, обладающих общими и индивидуальными признаками. В современной действительности появилось столько видов транспортных средств, что потребовалось внести ясность в этот вопрос. Различий очень много: внешний вид, общее количество колёс, мощность двигателя, проходимость, грузоподъёмность, назначение, вместимость пассажиров и иные отличия, которые отделяют один вид транспортного средства от другого. Причём каждый вид требует специфических навыков управления, которые различаются между собой разными степенями сложности. Для одних людей, перевозящих грузы на огромных фурах — это повседневная профессиональная работа, для других, садящихся за руль семейного легкового автомобиля — любительское занятие.

Как выглядит удостоверение нового образца

Современные российские права разрабатывались с учётом международных требований. В них заложено множество степеней защиты, которые надёжно защищают его от подделок. Все надписи на свидетельстве сохраняются в неизменном виде до истечения срока годности. В новых правах информация содержится на обеих поверхностях. На главной стороне с фото обладателя печатаются данные о водителе, на другой плоскости нанесена сетка со всеми категориями и подкатегориями. Там же вписаны разрешения на те виды колёсного транспорта, которым водителю можно управлять.

Материал изготовления — специальный пластик, дизайн которого выдержан в неярком светло-розовом тоне. На этом фоне нанесён хорошо читаемый текст. Внимательный наблюдатель заметит сетку из тончайших плавно изгибающихся линий, которые играют роль щита на поверхностях пластика, оберегающего их от злостных намерений по подделыванию важного документа. И также есть микротекст и скрытые от глаз изображения. Перевернув свидетельство, на другой плоскости можно увидеть индивидуальный штрих-код, который считывается специальным устройством автоматизированного учёта. Нужные данные внесены в два столбца и девяти строчек на главной плоскости и в 4 столбцах и 17 строчек — на обратной поверхности.

Лицевая часть прав

Вверху размещено название: водительское удостоверение. В левой половине находится цветное фото владельца без головного убора (разрешены мусульманам и иудеям по религиозным соображениям), тёмных очков.

На лицевой части документа личная информация о водителе

Внизу под изображением водитель расписывается так же, как в паспорте. В правой половине удостоверения на кириллице и латинскими буквами напечатаны чётким шрифтом:

  1. Фамилия
  2. Имя и отчество владельца прав
  3. Дата, под ней регион рождения

4b) дата, в течение которой это свидетельство действительно

4с) регистрационно-экзаменационное подразделение ГИБДД, оформившее права

  1. Номер и серия удостоверения
  2. Цветное фото (слева)
  3. Роспись владельца прав (под фото)
  4. Регион проживания
  5. Какие категории открыты

Знакомство с нововведениями в современных водительских правах

На обратной стороне настоящего пластикового свидетельства образца 2018 года нарисована таблица категорий и подкатегорий с надписями, разрешающими водителю управление определённым видом колёсного транспорта.

С обратной стороны пластиковых прав нового образца находится таблица водительских категорий и подкатегорий с отметками какими транспортными средствами владельцу разрешено управление

В графах латинскими буквами и цифрами перечислены категории и подкатегории, а также нарисованы пиктограммы видов колёсной техники. В связи с появлением новых видов транспортных средств, законодатели решили список категорий увеличить с 5 до 7 и ввести 9 разделов подкатегории.

Таблица: категории и подкатегории в новом водительском удостоверении образца 2018 с расшифровкой

Категория и подкатегория правТип транспортного средстваВид транспорта, которым разрешено управлять
«А»Мотоциклы– любыми мотоциклами (мотоциклами с коляской);
– трёхколёсными и четырёхколёсными ТС (массой не более 400 кг);
– ТС категории «А1».
Категорию можно открыть при достижении 18 лет.
«А1»Лёгкие мотоциклы– мотоциклами с объёмом 125 см3, и максимальной мощностью, не более 11 киловатт;
– мотоциклами с небольшим объёмом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
Категория доступна с 16 лет.
«В»Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонны) с числом сидений не более восьми– легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами;
– мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешённая максимальная масса которого не более 750 кг).
«ВЕ»Легковые автомобили с прицепом– автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом (разрешённой максимальной массой — не более 750 кг) и превышающим массу автомобиля без нагрузки;
– автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом (разрешённой максимальной массой более 750 кг) и превышающим массу автомобиля 3 500 кг.
«В1»Трициклы и квадрициклыквадрицикл и квадроцикл — не одно и то же. Трициклы и квадрициклы по внешнему виду похожи на маленький автомобиль. У них 4 колеса и они могут ездить по дорогам общего пользования. Для их управления нужно особое разрешение. Езда без категории чревата штрафом. Кроме удостоверения водителя, их владельцам нужны права тракториста-машиниста.
«С»Грузовые автомобили (от 3,5 тонны)– средними грузовиками (от 3500 кг до 7500 кг);
– тяжёлыми грузовиками (более 7500 кг);
– грузовиками с прицепом (массой не более 750 кг);
– грузовиками подкатегории «С1».
«СЕ»Грузовые автомобили с прицепом– автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом (массой более 750 килограммов);
– автомобилями категории «C1E».
«С1»Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонны)– средними грузовиками (массой — от 3,5 до 7,5 тонны);
– перевозка лёгкого прицепа (до 750 кг).
«С1Е»Средние грузовики с прицепом– автомобилями категории «С1» с тяжёлыми более 750 кг прицепами (суммарная масса грузовика — не более 12 тонн).
«D»Автобусы– автобусами различных размеров (разрешённая максимальная масса не имеет значения);
– автобусами с прицепом (максимальной массой — не более 750 кг);
– автобусами категории «D1».
«DE»Автобусы с прицепом– автомобилями категории «D» с прицепом (максимальной массой — более 750 кг);
– сочленёнными автобусами;
– автобусами с прицепом категории «D1E».
«D1»Небольшие автобусы– маленькими автобусами (9–16 сидячих мест);
– использовать лёгкий прицеп (массой до 750 кг).
«D1E»Небольшие автобусы с прицепом– автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом (не предназначен для перевозки пассажиров), массой — более 750 кг (но не больше массы автомобиля без нагрузки), общей массой (автобуса и прицепа) — не более 12 тонн.
«М»
введена
5 ноября 2013 года
Мопеды и лёгкие квадроциклы– мопедами и лёгкими квадроциклами;
– мопедами и лёгкими квадроциклами водителям, у которых есть любая другая категория прав (кроме тракториста-машиниста).
«Tm»Трамваиразрешается управление трамваями
«Tb»Троллейбусыразрешается управление троллейбусами

Возрастные ограничения при выдаче водительских прав

Право управлять тем или иным видом колёсного транспортного средства приобретается только после прохождения курсов специальной подготовки, сдачи экзамена для подтверждения квалификации и выдачи компетентным органом соответствующего удостоверения. На получение водительских прав в России накладываются возрастные ограничения.

Информация о том, во сколько лет можно сдавать на водительские права и каким транспортом разрешено управлять приведено в таблице.

К управлению мопедами (категория М) и мотоциклами с двигателями небольшого объема (до 125 кубических сантиметров — категория А1) допускаются лица, достигшие 16 лет; легковыми и грузовыми автомобилями с 18 лет, автобусами, трамваями и троллейбусами с 21 года

Полное обозначение

Большинство категорий водительских прав, которые предусмотрены действующим законодательством РФ, требуют обучения в специализированной автошколе, а некоторые подкатегории благодаря внесенным изменениям открываются автоматически (например: для управления транспортом группы «М» подходят права с любой из категорий). При этом для каждой группы автомобилей предусмотрена отдельная категория, в зависимости от габаритов и технических характеристик транспорта. В рамках категории накладываются определенные ограничения по массе ТС и состава (автотранспорт + прицеп), уровень мощности двигателя внутреннего сгорания или электромотора. Определенные условия у каждой из категорий имеются и для минимального возраста водителя. А для открытия некоторых из них требуется стаж не менее года по вождению транспортных средств смежной категории.

Всего представлено 10 категорий: А, В, С, D, BE, CE, DE, Tm, Tb, М. В отдельные подкатегории сгруппированы особые условия управления ТС: A1, B1, С1, С1Е, D1, D1E. Вкратце информацию о каждой группе можно представить так:

  • А — 2-х, 3-х колесные мотоциклы с боковым прицепом-«коляской» или без него (до400 кг).
  • B — автотранспорт до 3,5 тонн, с прицепом до750 кг, количеством пассажирских сидений до 8.
  • C – авто более 3,5 тонн, прицепом до750 кг.
  • D – пассажирский транспорт, в салоне которого более восьми сидений. Допускается прицеп до750 кг.
  • BE – транспорт категории «В», оборудованный прицепом более750 кг.
  • CE — Владелец такой отметки на пластиковой карточке прав нового образца допускается к вождению транспорта категории «С» с присоединенным прицепом от 0,75 до 3,5 т.
  • DE — пассажирский автобус с более 8 сидячими местами и прицепом до 3,5 т.
  • Tm и Tb – трамваи и троллейбусы соответственно.
  • М – мопед, квадрицикл (открывается автоматически при наличии любой другой категории).

Отдельное внимание требуют подкатегории водительских прав нового образца:

  • A1 – скутер;
  • B1 — трицикл, квадроцикл.
  • С1 – автотранспорт от 3,5 до 7,5 тонн и прицепом до 750-ти кг.
  • С1Е – транспортные средства от 3,5 до 7,5 т, в том числе с прицепом тяжелее750 кг. Весь состав не должен превышать вес 12 тонн.
  • D1 — пассажирский транспорт с количеством сидений до 16-ти. Допускается наличие прицепа до750 кг.
  • D1E – небольшой пассажирский транспорт с прицепом грузового назначения более 750-ти кг и общей массой состава меньше 12 тонн.

Чтобы получить водительское удостоверение нового образца 2021 года или открыть необходимую дополнительную категорию нужно обратиться в автошколу с действующей лицензией, пройти соответствующие курсы, после чего сдать экзамен в ГИБДД.

Подкатегории

Помимо основных категорий прав вождения, существует несколько дополнительных подкатегорий. В определённых случаях, получение этих видов прав может происходить автоматически. Впрочем, в большинстве случаев для их получения требуется прохождение дополнительного экзамена. Ниже представлены пять подкатегорий, включённые в водительские удостоверения нового образца.

  • В подкатегорию «А1» входят лёгкие мотоциклы, обьём двигателя которых не перевешает 125 сантиметров в кубе, и максимальной мощностью в 11 Киловатт. Помимо классических мотоциклов, водители с данной категорией прав имеют допуск к управлению скутерами, квадрациклами и кроссовыми мотоциклами.
  • Подкатегория «B1» включает в себя трёх- и четырёхколёсные транспортные средства массой не более 550 килограмм. Данные виды транспортных средств носят название трициклы и квадрициклы. Объём двигателя данного вида не должен превышать 50 сантиметров в кубе, а максимальная скорость 50 километров в час. Важно отметить, что квадрИциклы и квадрОциклы являются разными видами транспорта и, по закону, от водителя требуются разные категории допуска для управления ими.
  • Подкатегория «С1» включает в себя транспортные средства массой от 3,5 до 7,5 тонн, исключая пассажирский транспорт категорий «D» и «D1». Водители владеющие типом «C», получают автоматический допуск к управлению средними грузовиками. Как и в остальных случаях, допускается использование прицепа не тяжелее 750 килограмм.
  • Подкласс «D1» включает в себя пассажирские транспортные средства, имеющие от 8 до 16 сидений в салоне, за исключением водительского. К этому классу можно отнести различные микроавтобусы. Допускается использование прицепа массой не более 750 килограмм. Подкатегория «D1» автоматически доступна водителям, владеющим классом «D».
  • Класс «Е» относится к подкатегориям водительских прав (BE, CE, DE и прочим), снимающим ограничение в 750 килограмм на вес прицепа. Впрочем, получая допуск к этой подгруппе транспортных средств, водителю стоит помнить несколько тонкостей. Масса автомобиля класса «B» с прицепом не может превышать 3500 килограмм. Тип «DE» относится к сочленённым автобусам (автобусах с гармошкой). Права на вождение типа «D1E» и «C1E» устанавливают максимальное ограничение в 12 тонн на массу транспортного средства с прицепом.

Более подробную информацию о категориях транспортных средств можно получить из следующего видео:

  1. C ноября 2021 года действуют дополнительные категории в водительском удостоверении нового образца: «М», «А1», «С1», «D1», «C1E» и «D1E».
  2. Открыть новую категорию можно с 16-21 года, для некоторых категорий — предварительно получить стаж вождения.
  3. В правах есть информация о водителе, открытой категории и отделе ГИБДД, в котором он получал документ.
  4. Чтобы получить права, изучить теорию и практику вождения в автошколе и продемонстрируйте знания на экзамене в ГИБДД.
  5. Если категория прав не соответствует транспорту, которым управляет водитель, он получит штраф — до 15 000 рублей.

Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством и содержит полную информацию о владельце, кроме разве что адреса регистрации – чем и отличается от паспорта. К слову, права тоже можно использовать как удостоверение личности. Это и понятно, ведь документ нового образца содержит:

В качестве дополнительной может быть указана информация о прежнем удостоверении, общем стаже вождения, группе крови, а также об ограничениях, распространяющихся на каждую из категорий прав. Все сведения в водительское удостоверение прописываются кириллицей и дублируются латинскими буквами.

Новые водительские права представляют собой двустороннюю пластиковую карточку размером 5,5 х 8,5 см. Одна сторона документа содержит данные о водителе, а другая – сведения о категориях транспортных средств, доступных для управления.

Закон запрещает использовать в документах фотографии в головном уборе (исключения допускаются только по религиозным мотивам). А гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках с прозрачными стеклами.

Внешний вид новых водительских прав

Так отличаются водительские права нового образца от старых или нет? Да, изменения есть, но их увидишь не сразу. Размеры водительского удостоверения 85,6×54 мм, с закругленными углами, розового-голубого цвета, все записи в правах дублируются на латинице, чего раньше не было. На лицевой стороне находится место под цветную фотографию водителя. Фото должно быть без очков и головного убора, за исключением тех случаев, если водитель носит очки из-за проблем со зрением.

Под фото расположено место под роспись водителя, подпись должна совпадать с подписью в паспорте. В правой части лицевой стороне указывается вся наиболее важная информация о водителе ( фамилия, имя, отчество, дата рождения, когда и где выдано удостоверение, срок его действия, указывается категория, присвоенная водителю.

Категории и подкатегории автотранспорта, введенные вместе с новыми правами

Поскольку приказ МВД РФ от 09.01.2014 № 6 ввел новые виды категорий и подкатегорий транспорта, водительское удостоверение стало необходимым для водителей мопедов.

Мопеды относятся законодателем к транспортным средствам категории М. В сетке на оборотной стороне удостоверения также содержится категория Tm, которая обозначает трамваи, и Tb, то есть троллейбусы.

Среди новых подкатегорий автомобилей появились и действуют:

  • А1, обозначающая те легкие мотоциклы, объем мотора которых не превышает 125 кубических сантиметров.
  • В1, описывающая квадрициклы и трициклы.
  • С1, позволяющая управлять грузовиками весом до 7,5 тонн.
  • D1, которая регулирует езду на автобусах, имеющих до 16 мест.
  • С1Е и D1Е, определяющие право водителя на управление автотранспортными средствами соответствующих категорий, снабженными прицепом.

Основные изменения в новых водительских удостоверениях

Собственно о них уже было упомянуто. Это штрихкод, элемент с изменяющимся цветом, отметка о праве вождения только автомобилей с автоматической трансмиссией и расширенный список, где указаны категории ТС.

Много лет применявшееся буквенное обозначение категорий и в 2014 году осталось нетронутым. Но к ним только добавилось дополнительных 6 подкатегорий. Это позволило более чётко разграничить понятие о ТС той или иной категории. В обновленные водительские права этот список поместили в виде таблицы.

В первой графе перечислены категории транспорта, во второй и третьей графах напротив каждой категории ТС, которыми разрешено управление владельцу нового удостоверения, проставлены даты начала и окончания срока действия водительского удостоверения соответственно.

Последние две строчки выделены отдельно таким ТС, как трамвай и троллейбус. Самым заметным новшеством явилось появление новой категории, обозначенной буквой «М». Права с такой категорией будут выдаваться с 16 лет. Они дают право управлять мопедом и скутером.

Поскольку правовой статус водителей этого вида ТС до сих пор не был определён, то и ездили на них все кому не лень, не имея при себе не то что водительского удостоверения, но и никаких документов вообще. Статистика происшествий с такими водителями удручает.

Можно надеяться что с 2014 года ситуация изменится в лучшую сторону. Ведь с введением категории «М» закон позволит работникам ГИБДД требовать с водителей мопедов и скутеров предъявления водительских прав, и наказывать их за нарушение правил.

Новые подкатегории никаких неясностей внести не должны. К примеру, есть категория «А» и подкатегория «А1». Права с открытой категорией «А» позволяют управлять мотоциклом с любым объёмом двигателя. В то время как обладателю прав с открытой категорией «А1» можно управлять только лёгким мотоциклом с объёмом двигателя до 120 см³.

То же самое относится и к другим подкатегориям и категориям ТС. Закон определяет, что основные категории всегда дают право управлять ТС, определяемыми подкатегориями, но не наоборот.

Как открыть новую категорию

Если водитель хочет дополнить свои права какими-либо новыми категориями или подкатегориями, он должен пройти обучение по требуемому направлению в автошколе. Самостоятельная переподготовка – это похвально, но недостаточно для получения документа. После пройденного курса надо сдать экзамен, в том числе и по практическим навыкам вождения. Только после этого и при положительном исходе испытаний, водителю будет открыта дополнительная категория. Чтобы пройти обучение, гражданин должен представить в учебный центр стандартный набор бумаг:

  • заявление о зачислении;
  • общегражданский паспорт;
  • цветное фото требуемого формата;
  • медицинская справка.

Сроки переподготовки разные и зависят от курса. К примеру, когда у водителя права категории С, а он хочет открыть категорию D, то при обучении теоретический курс будет подан в сокращенном виде. Обучение вождению и получение удостоверения разрешено при достижении определенного возраста:

  • управлять мопедами и облегченными мотоциклами закон позволяет с 16-летнего возраста;
  • получить права категорий А, В, С, включая 1 подкатегории, может каждый совершеннолетний россиянин;
  • водить грузовики, троллейбусы и трамваи закон позволяет с 21 года.

Открыть дополнительную категорию предоставляется возможность только тому водителю, у которого имеется опыт вождения (не меньше года) по основной категории.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector