0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип работы климат контроля в автомобиле зимой

Как работает климат-контроль

Вы, наверное, замечали, что если в автомобиле, в котором присутствует кондиционер, включить режим охлаждения, то спустя некоторое время в салоне будет очень холодно. То же самое происходит и при включённой печке – через какое-то время в машине будет не тепло, а целая “Африка”. Объясняем: обычная печка и кондиционер не могут измерить температуру в салоне, и поэтому будут работать до тех пор, пока их не выключат.

Откуда берётся тепло

Для лучшего понимания работы климат-контроля в автомобиле нужно разобраться, как работают все его составные части по отдельности. Начнём с отопителя салона.

Тепло является побочным продуктом от работы мотора. В летнее время (при выключенной печке), всё тепло выбрасывается в атмосферу. При включении отопителя часть этого тепла идёт на обогрев салона. В момент включения печки открывается кран, который находится в магистрали между рубашкой охлаждения двигателя и радиатором печки. Проходя через радиатор, охлаждающая жидкость нагревает его. Далее требуется распространить это тепло по салону. За это отвечает вентилятор. Проходя через соты радиатора, холодный воздух нагревается и по воздуховодам распространяется по салону. Степень нагревания потока можно регулировать, изменяя количество жидкости, которая проходит через отопитель, а интенсивность обдува изменяется за счёт изменения частоты вращения электродвигателя. Эти параметры изменяются на панели управления печкой. Для удобства туда же вынесено управление направлением обдува (на ноги, в лицо, на стекло). Водитель сам производит настройку приоритетного направление обдува. Например, в зимний период, когда стёкла авто покрывает конденсат, для комфортной и безопасной езды приоритетным направлением будет отогреть лобовое стекло, а потом включить обдув ног. Все переключения водителю приходится делать на ходу, что отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения.

Как работает климатическая установка?

Внедрение климат-контроля позволило согласовать работу установок отопления и кондиционирования, подчинить их одному управляющему центру. Плюс реализовано ограничение температуры с помощью внутренних и внешних датчиков – ориентируясь на их показания, контроллер регулирует интенсивность охлаждения или обогрева.

Зимой климат-контроль в автомобиле работает следующим образом:

  1. Воздушный поток, зашедший через входное отверстие, попадает в воздуховод и теплообменник – испаритель кондиционера. При контакте с холодными ребрами радиатора выпадает конденсат – воздух осушается.
  2. Дальше система заслонок, оборудованных электроприводами, направляет часть потока в радиатор отопителя на прогрев.
  3. На выходе из теплообменника горячий воздух смешивается с холодным для достижения установленной температуры. Пропорции регулирует контроллер, получающий сигнал от соответствующего датчика.
  4. Смешанный поток движется по воздуховодам в салон, выходя сквозь дефлекторы передней панели либо в ногах пассажиров.

Примечание. В процессе автоматического регулирования электронный блок управления ориентируется также на показания внешнего температурного датчика. Если на дворе мороз, контроллер направит воздух в обогреватель, во время жары пропустит только через охладитель.

Летом обработка воздушной массы климатической установкой упрощается – поток не нужно греть в отопителе и смешивать. Блок управления занимается только кондиционированием – после охлаждения до требуемой температуры останавливает компрессор. Включение агрегата происходит по сигналу салонного датчика, информирующего о нагреве воздуха на 3–5 °С.

Зимой бюджетные версии систем могут направить едва теплый поток прямо на пассажиров, когда двигатель автомобиля не успел прогреться. Поэтому на данном этапе водителю приходится вмешиваться в работу климат-контроля и регулировать отопление вручную. Разница между дешевыми и более дорогими установками следующая: последние не подают воздух в лицо или ноги пассажиров, пока он не нагреется. В первые минуты работы мотора заслонки направляют воздушные потоки на стекла.

Если водитель выставляет желаемую температуру (комфортной считается диапазон 22–24 °С) и активирует режим «Авто», контроллер сам принимает решение об интенсивности нагрева (или охлаждения), направлении и мощности потоков. В большинстве автомобилей температура регулируется в пределах 14–28 °С.

Многозонный климат-контроль

Организация такой схемы работы климат-контроля подразумевает возможность установки и поддержания в разных местах автомобиля разной температуры. Самый распространенный вариант – 2-х зонный. При подобном варианте для пассажира на переднем сиденье и водителя может быть задана отличающаяся температура. Конечно, эта разница не может быть значительной, но при работе климат-контроля она есть и поддерживается устройством автоматически.
Однако это не единственный вариант того, как может быть реализован зонный принцип обеспечения комфорта.

Существуют такие его варианты:

  1. 3-х зонный, когда возможна установка и поддержание различной температуры на передних и на задних сиденьях;
  2. 4-х зонный, когда для каждого из пассажиров на заднем сиденье задается своя температура окружающего воздуха.

Однако во многих случаях, например, тот же 4-х зонный контроль является избыточным, особенно если вы предпочитаете перемещаться на машине в одиночестве или максимум вдвоем. В то же время он может оказаться чрезвычайно полезным при размещении пассажиров на заднем сиденье.

Стоит отметить, что работа такого устройства, как климат-контроль, когда предусматривается зонный принцип регулирования температуры, возможна при использовании специальных воздуховодов с дополнительными заслонками, датчиками и только под управлением специального контроллера. Как пример можно рассмотреть Climatronic, устанавливаемый на некоторых автомобилях семейства Volkswagen.

Конструкция и принцип работы

Устройство системы достаточно сложное и состоит из десятков исполнительных элементов. В стандартную конструкцию контроля климата входят:

  1. Датчики, установленные в салоне и снаружи автомобиля. Они расположены в функциональных зонах и позволяют получить информацию о температурном режиме в машине, чтобы регулировать работу оборудования. Наружные датчики анализируют загрязненность воздуха и ультрафиолетовое излучение.
  2. Климатическое оборудование, выступающее в роли исполнительного механизма. Стандартные системы состоят из кондиционера, радиатора обогрева, модуля HVAC, воздуховодов, вентиляторов, фильтров и дополнительных элементов, необходимых для нормального воздухообмена.
  3. Электронный блок управления, предназначенный для настройки работы климат-контроля, а также считывания параметров датчиков, анализа температурного режима и подачи команд на климатическую технику.

Пример схемы работы климат-контроля

Принцип работы достаточно простой. Водитель с помощью блока управления настраивает температурные параметры, после чего показатели датчиков сравниваются с номинальными. Если они не соответствуют, включается обогрев или кондиционер для изменения параметров воздуха до нужного значения. После этого система переходит в режим ожидания, а когда в температурном режиме происходят изменения — оборудование автоматически включается заново.

Трехзонный климат-контроль

Трехзонный климат-контроль оснащен отдельным температурным контроллером для задних пассажиров (помимо двух регулировок температуры для водителя и переднего пассажира).

Благодаря этому задние пассажиры могут устанавливать индивидуальную температуру на заднем сиденье и скорость подачи потока воздуха. Кстати, водитель имеет доступ к настройкам температуры для задних пассажиров. Благодаря этому он может по своему желанию синхронизировать свою настройку температурного режима с температурой воздуха для задних пассажиров. Это необходимо, чтобы обеспечить водителя максимально комфортной температурой во время движения, независимо от того, какую температуру выставили задние пассажиры.

По какому принципу работает климат-контроль

Принцип работы климат-контроля

Присутствие климат-контрорля или кондиционера в машине сегодня не удивляет людей – множество иностранных производителей базово ставят в авто охладители. В дорогостоящие авто ставят климатическую систему, которая держит заданный температурный режим в салоне. При этом, такая система не является новинкой и используется в ТС уже более двадцати лет. Задача статьи– разобрать как функционирует климатическая система и рассказать, чем отличается климат-контроль от обычного кондиционера.

Что из, себя представляет климатическая установка?

Задача машинного охладителя – поставлять внутрь авто необходимое количество воздушных масс, охлажденных до заданных значений. Засос воздушных масс происходит с улицы, изнутри автомобиля или в смешанном формате по усмотрению шофёра. По такому же принципу функционирует салонный печка, прогоняющая воздух через горячий от мотора радиатор.

Нюансы! Отопитель и кондиционер работают по отдельности, вне зависимости друг от друга. Поэтому переодически создаётся дискомфорт для людей находящихся в салоне авто – временами внутри автомобиля становится жарко или холодно, шофёру приходится регулировать температуру воздушных масс самому.

Кондиционер отличается от климатической системы тем что, кондиционер выглядит как обособленный агрегат, который выполняет две задачи, – охлаждение и сушку воздушных потоков. Климат-контроль– это система, состоящая из нескольких установок и нужная для авто поддержания заданного температурного режима в салоне авто. Система состоит из следующих, комплектующих:

  • все элементы охладителя – компрессор, тепловые обменники испарителя и конденсатора, радиатор машинной печи, наполняемый теплым антифризом от мотора;
  • вентиляторная установка–нагнетатель;
  • сеть воздушных отводов, которые находятся под передней панелью и расходятся по салону авто
  • заслонки распространения воздушных потоков;
  • дефлекторы, ручки и клавиши регулировки температуры;
  • датчики температуры воздуха.

Как же работает климат-контроль?

Установка климатической системы дало возможность совместно функционировать системам отопления и кондиционирования, подчинить единому управляющему центру. Еще сделано ограничение температурного режима при помощи внутренних и внешних датчиков – ориентируясь на их показатели, контроллер настраивает интенсивность охлаждения или обогрева.

В зимний период климатическая установка в машине функционирует таким образом:

  • Воздух, подаваемый через входное отверстие, попадает в воздушный отвод и тепловой обменник–испаритель охладителя. При соприкосновении с холодными ребрами радиатора образуется конденсат и воздух становится сухим.
  • Далее система заслонок, оборудованных электрическими приводами, подаёт часть воздуха в радиатор отопителя на нагревание.
  • На выходе из теплового обменника теплые воздушные массы соприкасаются с холодными массами для достижения нужной температуры. Распространение воздушных масс настраивается контроллером, который получает сигнал от нужного датчика.
  • Смешанные воздушные массы начинают движение по воздушным отводам внутрь машины, проходя сквозь дефлекторы передней панели.

В процессе авторегулирования электронный блок управления ориентируется также на показатели датчика температуры. Если на улице низкая температура, контроллер отправляет воздушные массы в обогреватель, во время жаркой погоды пропускает только через кондиционер.

В летний период обработка воздушных масс климатической установкой становится проще – поток не нужно греть в отопительной установке. Блок управления выполняет лишь кондиционирование – когда заданный температурный режим достигнут, компрессор выключается. Запуск агрегата осуществляется по сигналу датчика, который есть внутри автомобиля, он информирует о нагреве поток на три – пять С o .

В зимний период недорогие версии систем могут подавать чуть нагретый воздух прямиком на людей, находящихся в салоне, когда мотор машины не смог хорошо прогреться. Поэтому на этом этапе шофёру нужно вмешиваться в функционирование климат-контроля и настраивать всё самостоятельно. Различие между бюджетными и более дорогостоящими установками следующая: последние не направляют потоки в лицо или ноги людей, находящихся в салоне, пока он не достигнет заданной температуры. Впервые минуты запуска двигателя заслонки подают воздух на стекла.

Если шофёр задаёт нужный температурный режим и запускает автоматический режим, контроллер сам выбирает интенсивности нагревания или охлаждения и направлении потока. В большей части машин температура настраивается в пределах четырнадцати — двадцати восьми С o .

Типы климат-контроля

Обычный вариант кондиционирующей системы, т.е. однозонный, не решает проблем всех пассажиров, находящихся в авто. Суть проблемы нужно рассмотреть на примере: при температуре двадцать два градуса по Цельсию внутри салона шоферу комфортно, находящемуся впереди пассажиру – жарко, а пассажиры на задних сиденьях вовсе замерзают. В больших машинах, где есть третий ряд сидений, действие климатической системы, пассажирами, находящимися на последнем ряду сидений и вовсе не ощущается.

Решением такой проблемы стали более продвинутые климатические системы:

  • Двухзонная климатическая система образует два потока разной температуры – для шофёра и пассажира, который находится спереди;
  • Трехзонная климатическая система образует индивидуальный температурный режим для водителя и, сидящих и спереди и на задних сидениях, пассажиров;
  • Климатическая система даёт возможность передавать воздушные массы с разными параметрами на весь салон автомобиля.

Подача потока разной степени нагрева или охлаждения создана посредством раздельных воздушных отводов, проложенных по дну и внутри боковых панелей. Блок управления осуществляет контроль температур во всех зонах при помощи отдельных датчиков. Чтобы пассажиры, сидящие на заднем сиденье, могли сами осуществлять регулировку параметров воздушных масс.

Угадать предпочтения автомобилистов и заложить их в программу климат-контроля почти невозможно. Поэтому производители автомобилей устанавливают две кнопки, дающие возможность запускать кондиционер или климатическую установку по отдельности. Например, в зимний период необходимо почистить запотевшие стекла, но контроллер этого «не понимает» и кондиционер не включился. Тогда шофёр выключает климатическую установку и самостоятельно запускает охладитель.

Нюансы работы

Стандартный климат-контроль управляется следующими клавишами:

  • Auto – включение климатической установки;
  • А/С – принудительный запуск охладителя;
  • клавиши рукоятки настройки необходимого температурного режима;
  • регулятор скорости вентилятора;
  • кнопки распределения воздуха– на стекло, в лицо или в ноги;
  • переключение забора воздушных масс снаружи или внутри автомобиля.

Использовать климатическую установку просто, но нужно понимать некоторые нюансы. К примеру, когда холодно охладитель не включится. Для начала необходимо отключить авто-поддержание температурного режима, а потом нажать кнопку «А/С».

Настройка температурного режима осуществляется после нажатия клавиши Auto. При этом разница в регулировке температур двух–зонной и многозонной систем не может быть значительной, так как кресла расположены близко. Электроникой предусмотрена максимальная разность четыре С o . Если пассажир, сидящий впереди, попытается увеличить температуру более указанного предела то и настройка со стороны шофёра будет расти, но разница останется неизменной.

Эффективность функционирования климат-контроля зависит от количества датчиков температуры и их месторасположения. Наилучшая комбинация – два измерителя в каждой зоне, которые расположены сверху и снизу. В недорогих системах, где есть только один датчик — на потолке, вентилятор может подавать более холодные воздушные массы, поскольку контроллер «видит», что температура, которая была задана, достигнута.

Чтобы без проблем использовать климатическую систему, руководствуйтесь несложными правилами:

  • Не выставляйте очень низкую температуру воздушных масс в летний период. Проще будет покинуть машину на несколько минут и вернуться в прохладный салон, чтобы не заболеть.
  • В зимний период на непрогретом автомобиле направляйте потоки воздуха на лобовое и боковое стекло. Когда двигатель и охлаждающая жидкость нагреется, возможно разворачивать дефлектор на себя.
  • Не запускайте надолго режим полной рециркуляции – воздушные массы насытятся углекислым газом.
  • В летний период в пробках мотор очень греется, этому способствует нагрузка от запущенного охладителя. Периодически выключайте кондиционер или задайте максимальную температуру двадцать пять С o .
  • Обслуживание климатической установки несёт в себе своевременную замену фильтров и проверку тех. состояния охладителя. Также желательно каждый год посещать автомобильный сервис, чтобы контролировать уровень фреона в системе.

Особенности эксплуатации климат-контроля

Климат-контроль позволяет человеку практически не вмешиваться в процесс регулировки микроклимата. Пользователь только задает требуемую температуру, дальше система выполняет все самостоятельно.

Производители отмечают, что при включенном режиме рециркуляции воздуха внутри автомобиля система будет работать наиболее эффективно – салон быстрее охладится или нагреется, в зависимости от того, что нужно в данный момент.

Кроме того, эффективность работы напрямую зависит от того, закрыты ли окна автомобиля. Если окна открыты, это приведет к работе системы в условиях повышенных нагрузок и повышению расхода топлива. Хотя сама по себе работающая система повышает расход горючего, особенно в летний период.

Производители подчеркивают важность своевременной замены салонных воздушных фильтров, что часто выполняется в рамках регулярного технического обслуживания (как правило, не реже, чем один раз в 12-15 тысяч километров). Если фильтр сильно изношен и загрязнен, это негативно скажется на эффективности работы клима-контроля.

При сильном морозе производители не рекомендуют менять направление потока воздуха до того как прогрелся салон. Это связано с тем, что задвижки могли успеть покрыться слоем льда, пластик стал хрупким. При попытке повернуть задвижки есть высокий риск поломки. Поэтому сначала дождитесь момента, когда салон прогреется, и только после этого приступайте у регулировке направления потоков.

Советы Chrysler

Чтобы система климат-контроля всегда работала эффективно, ее нужно использовать часто, даже зимой. Климат-контроль – это автономная система с отдельным двигателем (компрессор), теплообменниками (конденсор и испаритель), фильтрами и трубками, которая всегда находится под давлением, даже в неактивном состоянии.
В любую пору года система играет важную роль в повышении безопасности в салоне автомобиля: отделяя влагу от воздуха, который поступает в салон, она решает проблему запотевания окон, что особенно актуально осенью и зимой.
В конце длительной поездки, особенно в дождливую и сырую погоду, рекомендуется перед выключением питания дать вентилятору салона поработать на полную мощность хотя бы пару минут. Просто отключите систему климат-контроля и оставьте только вентиляцию. Это позволит испарителю и вентиляционным каналам просохнуть, а пассажиры привыкнут к наружной температуре. Это также предотвращает образование плесени и скопление бактерий от сырости, которые приводят к появлению неприятных запахов и аллергических реакций. Регулярная замена салонного фильтра очень важна, если Вы хотите, чтобы в салоне всегда был чистый воздух.

Для достижения оптимальной температуры и во избежание теплового удара, особенно летом, не следует программировать климат-контроль на очень низкую температуру. Разница между температурой окружающей среды и температурой в салоне должна составлять не более 6° – 7°.
Направляйте поток охлаждающего воздуха вверх, а не на себя. Это позволит более тяжелому прохладному воздуху быстрее смешиваться более легким теплым воздухом.

Для достижения оптимальной работы системы климат-контроля рекомендуется раз в два года проверять количество охлаждающего газа и, при его недостатке, заменять.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector