0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пусковой ток аккумулятора что это значит

Пусковой ток аккумулятора. Какой должен быть и что если он большой?

Автомобильные аккумуляторы являются очень важной частью, несмотря на свою простоту, но они скрывают в себе несколько аббревиатур, таких как — емкость, полярность, пусковой ток и т.д. Существует несколько параметров, которые необходимо учитывать при пуске аккумулятора — о некоторых я уже писал, о некоторых напишу в будущем, но сегодня мы поговорим о том, почему это так важно и на что следует обратить внимание. На самом деле, многие люди, выбирающие новый аккумулятор, изначально совершают большую ошибку, потому что не знают об этом параметре! Это приводит к тому, что аккумулятор быстро выходит из строя и зимой ваш автомобиль не заводится.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗДЕЛИЙ

  • Несколько слов о структуре и свойствах
  • Несколько слов о емкости
  • А что такое пусковой ток?
  • От чего зависит пусковой ток?
  • Как он измеряется
  • Каков пусковой ток средней батареи и что будет, если купить батарею с более высоким значением?
  • Мировая классификация
  • ВИДЕО-ВЕРСИЯ

Прежде всего, определение

Пусковой ток аккумулятора (иногда называемый током стартера) — это максимальное количество тока, необходимое для запуска двигателя, а именно для питания стартера, чтобы он мог провернуть маховик с прикрепленными к нему поршнями. Этот процесс осложняется тем, что поршни сжимают топливо (под давлением от 9 до 13 атмосфер), поступающее в камеры. Запуск зимой осложняется тем, что масло становится гуще, и стартеру необходимо преодолеть компрессию, а также отсутствием нормальной смазки цилиндров.

Что именно делает автомобильный аккумулятор? Аккумулятор и последующий запуск двигателя, как и конструкция многих моделей, имеют общие черты, но не все они обладают одинаковыми характеристиками. Обычно напряжение заряженной модели составляет около 12,7 В, но сила тока и емкость будут разными.

Немного о том, как устроен аккумулятор

Аккумуляторы разрабатывались, чтобы не только осуществлять запуск двигателя, но и заряжаться во время его работы. Первые АКБ разряжались довольно быстро, а их постоянная замена обычному автолюбителю обходилась довольно дорого. Поэтому, решением проблемы стали более продвинутые аккумуляторные батареи.
После разработки различных вариантов аккумуляторов, около 100 лет назад появились более-менее практичные устройства, принципиальная концепция которых не поменялась и по сей день.

Обычно в аккумуляторе шесть отсеков, каждый из которых имеет свинцовые пластины (минус) и оксиды (плюс), и все они залиты специальным электролитом, содержащим высокую долю серной кислоты. Если какой-либо из них отсутствует, батарея будет работать неправильно. Один такой отсек выдает около 2,1 вольта, чего недостаточно для запуска силового агрегата автомобиля, поэтому 6 таких отсеков объединяются вместе, и общее напряжение становится равным примерно 12,7 вольта. Этого вполне достаточно для запуска обмотки стартера.

На что влияет пусковой ток у аккумулятора

Такой параметр влияет на мощность электродвигателя стартера. Следовательно, в момент запуска двигателя коленчатый вал также вращается гораздо быстрее за счет более высокой мощности. При увеличении скорости вращения поршня в единицу времени совершается большее количество тактов сжатия, благодаря чему дизельный двигатель запускается быстрее. Уменьшение времени запуска также наблюдается в бензиновом двигателе, где скорость вращения коленчатого вала увеличивается.

С правильно подобранным аккумулятором даже в сильный мороз можно запустить двигатель, не прибегая к дополнительным мерам предосторожности для его прогрева. С более мощным аккумулятором поршни смогут вращаться дольше без заметного снижения оборотов, что приведет к нагреву трущихся деталей и более легкому зажиганию.

Способы проверки пускового тока

Однако в автомагазине следует обращать внимание не только на емкость аккумулятора.

Рассмотрев основные методы определения пускового тока аккумулятора, давайте рассмотрим методы определения пускового тока.

Для обеспечения высокой точности измерений необходимо соответствующее дорогостоящее оборудование. Все домашние методы не дают наиболее точных результатов.

Перечислим основные методы определения величины пускового тока батареи:

  • С помощью зарядного гнезда. Это компактное измерительное устройство, состоящее из вольтметра и нагрузочного резистора, которое имитирует момент подключения бортовой сети автомобиля с подключенными потребителями к аккумулятору
  • С помощью токовых клещей. Этот доступный электроинструмент является незаменимым инструментом для электрика. Продаются универсальные зажимы, позволяющие измерять как напряжение, так и сопротивление. Токовые клещи рассчитаны на большие токи, поэтому высокая сила тока для них не страшна;
  • Старый дедовский метод не даст вам точных цифр, но вы сможете проверить и отбраковать «плохую» батарею. В основном, необходимо полностью зарядить его, а затем включить ближний свет. В течение 5-10 минут его яркость должна оставаться неизменной, иначе от покупки такого аккумулятора следует отказаться;
  • Другой способ проверки аккумулятора — «на слух»: просто попробуйте запустить двигатель, если он исправен, то достаточно 2-3 секунд вращения стартера. Если на это требуется 10 секунд или больше, то независимо от емкости батареи, ее пусковой ток недостаточен. Эта проверка, конечно, наименее информативна.

Как измеряется пусковой ток батареи на заводе? Высокоточная профессиональная система, работающая при температуре 18°C.

Использовать мультиметр для измерений очень плохая идея — он не рассчитан на большие токи, поэтому его легко потерять.

Выбираем аккумулятор: ток холодного пуска – что это за параметр и почему он так важен

Недавно мы рассказали вам о «погонных ампер-часах» — о том, почему вполне полезно и абсолютно безопасно устанавливать в автомобиль аккумулятор с большей емкостью, чем стандартный. Сегодня мы поговорим о еще более важном параметре — токе холодного пуска.

Читать еще:  Лада ларгус контрольные размеры кузова

Что такое «ток холодного пуска»?

Ток холодного пуска (или ток холодного запуска, как его еще называют) — это максимальный ток, который новый исправный аккумулятор, охлажденный до -18 градусов, способен отдать потребителю, то есть стартеру. В спецификации автомобильного аккумулятора всегда указывается это значение, поэтому при покупке следует ориентироваться на него.

В мире существуют различные стандарты для измерения величины холодного пуска батарей. У нас есть европейские, азиатские, американские, а также некоторые местные, например, российские, немецкие и славянские. И то, что по одному стандарту хорошо, по другому — так себе. Чтобы обычный потребитель не вникал в особенности стандартов, а тем более в сложности пересчета цифр, в подавляющем большинстве случаев используется европейский стандарт — EN. Российские производители аккумуляторов почти все измеряют ток в аккумуляторе и указывают его на этикетке. Такая спецификация, как «500 A (EN)» — это как раз то, что нам нужно! Иногда она указана на этикетке аккумулятора крупным шрифтом (что заставляет задуматься, правильно ли это.) ), иногда — совсем мелким:

Сколько есть и сколько нужно?

500 ампер, 550, 600 и т.д. — это ток, который может выдать батарея. Ток просто огромный. Кроме того, речь идет о приличном морозе (-18 С) — в теплое время года значение тока может увеличиться почти в два раза! Ключевые слова — МОЖЕТ ОТДАВАТЬ. Тем не менее, аккумулятор отдает стартеру столько же энергии, сколько стартер от него берет. Но сколько он берет?

Поскольку в большинстве бензиновых автомобилей в картере находится загустевшее масло, даже при низких температурах стартеры требуют гораздо меньшего тока — не более 300 ампер, чаще всего 200-250 ампер. Аккумуляторы таких автомобилей способны обеспечить ток 500-600 ампер. Когда речь идет о дизельных и многолитровых бензиновых двигателях, все пропорционально: и ток потребления стартеров, и ток холодного пуска аккумуляторов. Почему аккумуляторы имеют такую высокую емкость пускового тока — в три-два-четыре раза?

Объяснение этому довольно простое. При выборе параметров стандартных батарей для автомобилей автопроизводитель учитывает несколько очевидных, но важных факторов. В первую очередь, минус 18 градусов — это далеко не предел холода, где измеряется ток холодного пуска аккумулятора. А холод снижает токоотдачу аккумулятора. При минус 18 батарея выдаст 500 ампер, а при минус 25 — 400 (цифры приведены для понимания). Из этих четырехсот ампер что-то отнимет неоптимальный уровень зарядки батареи (что происходит повсеместно на автомобилях, эксплуатируемых в городских условиях), что-то еще будет потеряно из-за общего износа батареи, если она не новая — осадок, сульфатация. Заряда батареи хватает только на то, чтобы дать стартеру чуть больше, чем ему нужно. Иногда она почти полная. Для этого и предназначен этот резерв, и никаких «лишних ампер»!

Вот еще что — максимальный пусковой ток батареи на самом деле важнее, чем ее емкость! Нам важна способность батареи обеспечить стартер большим током один (максимум два) раза в морозную погоду, а не обеспечить пять-десять раз меньшим током.

Однако есть ситуации, в которых мощность важнее. Предположим, система зарядки вышла из строя, что привело к отказу генератора, и вы оказались «вне сети». Однако настоящая проблема — это холодный запуск. Внезапный отказ генератора в ухоженном автомобиле — все еще редкость. Холодная погода длится полгода.

Берем с запасом!

Как мы недавно объясняли, очень полезно и абсолютно безопасно установить на автомобиль аккумуляторную батарею большей емкости, чем штатная. Еще полезнее иметь запас тока при холодном пуске. Основным ограничением для аккумуляторов большинства современных автомобилей является фиксированный размер аккумуляторного отсека под капотом, и если при выборе нового аккумулятора для своего автомобиля вы видите на прилавке магазина несколько моделей нужного размера, но с разным током холодного пуска, предпочтение следует отдать той, у которой максимальный ток выше (при условии наличия средств).

— Емкость батарей с одинаковыми установочными размерами по длине, ширине и высоте обычно отличается незначительно, а вот пусковой ток может отличаться существенно», — говорит Александр Казунин, начальник аккумуляторной лаборатории автомобильной электроники и электрооборудования ФГУП НИИАП:

Есть недорогие модели с жидким электролитом в диапазоне 55-65 ампер-часов, ток холодного запуска составляет 480-550 ампер, а есть дорогие модели с более сложной «химией» состава пластин — 620-650 ампер.

Ниже перечислены наиболее распространенные размеры батарей. Скажем, 242x175x190 мм. Аккумуляторы с такими габаритами встречаются на десятках моделей автомобилей от самых разных производителей. Придя в магазин, покупатель увидит, что батареи этого размера варьируются по размеру (обычно от 55 до 65 ампер-часов) и варьируются по току холодного пуска. Емкость в 60 ампер-часов дает диапазон тока холодного запуска от 500 до 600 ампер! Разница в 100 ампер существует от минимума до максимума, что примерно столько же, сколько составляет пусковой расход многих двигателей до полутора литров летом!

Исходя из наших предположений, емкость автомобильной батареи составляет 60 ампер-часов, а ток холодного пуска — 550 ампер.

Если вопрос экономии денег не стоит остро, то для замены, помимо точно такой же батареи, мы можем приобрести батарею с более высокими электрическими параметрами. Допустим, у нас есть два аккумулятора с одинаковыми геометрическими размерами по длине, ширине и высоте, но один с повышенной емкостью 65 ампер-часов и пусковым током 550 ампер, а другой с той же емкостью, что и штатный аккумулятор (60 ампер-часов), но с повышенным пусковым током 600 ампер. В такой ситуации логичнее выбрать второй вариант. Зимой он может вас очень выручить!

Читать еще:  Крышка расширительного бачка ваз 2114 принцип работы

Каков токовый максимум?

При выборе между двумя батареями одинакового размера ток холодного пуска новой батареи должен быть выше. Каков предел этого тока? Может быть, эти два аккумулятора тоже не лучший выбор, и стоит поискать еще?

Среди большинства 55-ампер-часовых свинцово-кислотных батарей с жидким электролитом для автомобилей массового рынка (без более дорогих технологий AFB и AGM) максимальный ток холодного пуска составляет 560 ампер. Максимальное напряжение для 60-ампер-часовых батарей составляет 640 вольт. На сегодняшний день предельный ток холодного пуска для 65-амперных батарей (или предел, который обычно совместим с размерами аккумуляторных отсеков большинства легковых автомобилей и кроссоверов) составляет около 650-660 ампер. Это отличный показатель — на 5-10% выше он только у AFB и AGM батарей того же размера и емкости, которые, однако, обычно стоят значительно дороже.

Одной из популярных марок аккумуляторов высшей категории является линейка CENE южнокорейской компании JCI Delkor. Например, модель CENE 56513 со стандартными размерами 242x175x190 мм имеет классный максимальный пусковой ток 650 ампер и одновременно обладает емкостью 65 ампер-часов (то есть прекрасно переносит типичный городской зимний постоянный недозаряд). И в довершение всего — честная трехлетняя гарантия!

C ENE 56513 позволяет выбирать между прямой и обратной полярностью, и, как и все аккумуляторы этого бренда, имеет как ручку, так и индикатор-реалистик.

D ELKOR — это аккумуляторная компания CENE, основанная в 1985 году компаниями General Motors и Daewoo. Помимо поставки батарей на сборочные конвейеры Toyota, Honda, Nissan, Hyundai и Kia, в настоящее время она является частью Clarios, одной из крупнейших в мире компаний по производству батарей.

Как подобрать АКБ с правильным пусковым током для автомобиля

Приобрести новый аккумулятор просто, если проверить параметры старого. Однако это не означает, что на автомобиле ранее был установлен правильный аккумулятор. Поэтому рекомендуется рассчитать пусковой ток вашего автомобиля, проведя некоторое время с калькулятором.

Параметры, влияющие на начальный ток:

  • Рабочий объем двигателя. Чем больше объем двигателя внутреннего сгорания, тем больше емкость аккумулятора. Тип двигателя также важен: дизельный двигатель требует большего пускового тока, чем бензиновый.
  • Электронное управление топливной системой. Например, карбюраторные модели потребляют заряд аккумулятора только для запуска, а инжекторные автомобили должны отдавать заряд для работы электронной системы управления.
  • Температура окружающей среды. Очень важный параметр, поскольку пропорционально снижению температуры уменьшается и пусковой ток батареи. Но температура может влиять не только на аккумулятор, но и на моторное масло, делая его более густым. Более густое масло труднее распределяется в системе, что затрудняет проворачивание коленчатого вала и двигателя стартера.
  • Модель и тип стартерного двигателя. Современные конструкции стартеров требуют гораздо меньшей силы тока для запуска двигателя, чем изделия, устанавливаемые на старые автомобили. Более производительные конструкции и использование современных сплавов при изготовлении обмоток сделали стартер меньше и мощнее.

Вот простая таблица, которая поможет автовладельцам определить, какой тип батареи лучше:

Пусковой ток. Типы и работа. Применение и особенности

Для включения электричества или устройств на основе электричества требуется пусковой ток. Он в несколько раз превышает номинальный ток, поэтому при выборе оборудования очень важно это учитывать. Например, автомобилям требуется значительно больше топлива для разгона по сравнению с движением с той же скоростью по шоссе. Когда электродвигатель ускоряется, он потребляет больше электрического тока.

Подобные явления можно наблюдать и в другом электрооборудовании: электромагнитах, лампах и так далее. В приборах процесс запуска определяется параметрами рабочих элементов: намагниченностью катушки, нагревом нити накала и т.д. Во многих случаях производители ограничивают пусковой ток с помощью пусковых резисторов.

Типы

Чаще всего пусковой ток длится доли секунды. Однако по своей величине он может в несколько раз превышать номинальное значение. Использование различного оборудования также влияет на этот параметр. В различных устройствах указанные токи могут варьироваться от 2 до 9 раз от номинального тока.

Для примера можно привести следующее оборудование:
  • Погружные насосы имеют самые мощные пусковые токи. Входной ток здесь примерно в 7-9 раз превышает максимальный номинальный ток.
  • Электрические мясорубки имеют входной ток, который в 7 раз превышает номинальный ток.
  • Бетономешалка или дрель имеют входной ток, в 3,5 раза превышающий номинальный ток. То же самое касается бойлеров, стиральных машин и радиаторов отопления.
  • Холодильники имеют пусковой ток, который в 3,33 раза превышает номинальный ток.
  • Инверторы и микроволновые печи имеют входной ток, вдвое превышающий номинальный.
  • Циркулярная пила обычно имеет входной ток, в 1,32 раза превышающий номинальный ток.

Редко производители указывают этот параметр в спецификациях. Поэтому часто приходится довольствоваться приблизительными параметрами. Поскольку бытовые измерительные приборы обладают высокой инерционностью, измерить с их помощью кратковременный скачок пускового тока непросто. Лучшим методом является непосредственная проверка пускового тока устройства у продавца.

Работа

При запуске любого двигателя возникает пусковой ток, превышающий номинальный ток в девять раз. Что касается пускового тока, то характеристику определяют тип двигателя, нагрузка на вал двигателя, схема подключения, скорость вращения и т.д.

Читать еще:  Программа для диагностики автомобиля через ноутбук ваз

Для того чтобы раскрутить ротор из статического положения, в обмотке в период пуска должно быть относительно сильное магнитное поле. Это ток, необходимый для запуска электродвигателя в рабочем режиме. Поэтому его значение на порядок выше рабочего тока.

При включении двигателя сопротивление в обмотках невелико, поэтому происходит постоянное увеличение тока. Как только двигатель запускается, ток увеличивается до номинального значения из-за индуктивного сопротивления в обмотках.

Принцип действия

Существует множество отраслей промышленности, в которых используются электродвигатели. Знание пусковых характеристик электроприводов важно для их правильного использования. На пусковой ток в основном влияют крутящий момент и проскальзывание вала.

Когда мы подаем ток на обмотки, мы наблюдаем появление эдс самоиндукции, поскольку магнитное поле насыщает ротор. Как следствие, индуктивное сопротивление в цепи увеличивается. По мере раскручивания ротора степень скольжения уменьшается. В результате пусковой ток уменьшается до рабочего параметра с увеличением сопротивления.

Пусковой ток важен не только для электродвигателей, но и для источников питания. В частности, в случае с батареями. Пусковой ток характеризует мощность при ее максимальном значении, которую аккумулятор может отдавать в течение некоторого времени без значительного падения напряжения. Емкость батареи, а также климатические условия часто определяют величину пускового тока. Летом для запуска двигателя требуется меньше энергии, чем зимой, поэтому пусковой ток в первом варианте значительно ниже, чем во втором. Согласно стандартам, аккумулятор современного автомобиля должен выдавать 250-300 А в течение не менее 30 секунд, чтобы он завелся.

Применение

Для обеспечения надлежащего функционирования электроприводов крайне важно учитывать их пусковые характеристики. Неприятные последствия могут возникнуть, если это не будет учтено и не будут предприняты попытки компенсировать недостатки пускового тока. Возможно, что пусковой ток может негативно повлиять на другое оборудование на линии электропередачи, которое одновременно работает с указанным двигателем. Высокие пусковые токи могут привести к падению напряжения в сети, что в конечном итоге может привести к выходу из строя оборудования.

Как измерить пусковой ток стартера?

Прежде всего, не повторяйте ошибку некоторых автомобилистов, которые однажды попытались измерить пусковой ток стартера с помощью мультиметра. Как они это делали. Мультиметр в режиме амперметра подключали в разрыв одной из клемм на аккумуляторе. То есть клемму снимали, один щуп присоединяли к аккумулятору, второй щуп присоединяли к отключенному проводу. Производился запуск двигателя, но определить пусковой ток не удавалось.

Мультиметры большинства автомобилистов не могут измерять ток свыше 10-20 А, прежде всего потому, что они для этого не предназначены. А стартер даже небольшого автомобиля потребляет не менее 100 А. Соответственно, такой способ измерения всегда будет приводить к одному и тому же результату — сгоранию мультиметра. Особенно опасны эксперименты с дешевыми приборами, в которых амперметр включен без предохранителя.

При использовании этой методики измерение тока утечки аккумулятора можно выполнять только при выключенном двигателе.

Для точного измерения пускового тока стартера необходимо использовать токовые клещи. В таких приборах есть зажимы, которые необходимо замкнуть вокруг провода, по которому течет ток. При работе стартера один и тот же ток течет как по минусовому, так и по плюсовому проводам от аккумулятора.

Измерения выполняются следующим образом. Предварительно аккумулятор должен быть полностью заряжен. Только так стартер может работать на полную мощность, и только так можно определить потребляемый им ток. Затем на один из проводов питания аккумулятора накладываются токовые клещи, и ассистент включает стартер поворотом ключа зажигания. Во время работы стартера фиксируются максимальные показания.

Чтобы измерения были более обширными и информативными, желательно повторить их несколько раз и при разных условиях. Важно помнить, что после каждого запуска двигателя батарея должна «отдохнуть», чтобы показания были точными. Как правило, таким образом проводится три измерения, после чего выводится среднее арифметическое.

При измерении пусковых токов учитывайте, что значения будут тем меньше, чем больше разряжена батарея. Кроме того, рекомендуется помнить, что теплый двигатель легче запустить, и что потребляемый стартером ток может сильно отличаться от тока холодного двигателя.

Таблица оптимальных показателей пускового тока автомобильных аккумуляторов

В Интернете можно найти универсальную таблицу, отображающую основные характеристики аккумуляторов, например, количество запусков двигателя. Поскольку нас интересует последний параметр, мы приводим соответствующие значения для некоторых наиболее распространенных стандартов:

EN 60095 – 01, ГОСТ 0599 – 2002DIN 043559, ГОСТ 0599 – 91SAE J537
280170300
330220350
360255400
420255450
480280500
520310550
540335600
600365650
640395700
680420750

  • EN (Europe Norm), который разряжает батарею до 7,5 А в течение 10 секунд при температуре окружающей среды -18°C;
  • DIN — стандарт, принятый в Германии (Deutsche Industrie Norm), предусматривает разряд батареи до 9 В в течение 30 секунд при той же температуре;
  • Стандарт SAE, принятый в США, предполагает разряд батареи до 7,32 В в течение 30 секунд при температуре -18°C.

Объем двигателя в сравнении с емкостью батареи:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector