Тормозная система ваз гранта
Тормозная система Лада Гранта
Автомобиль Лада Гранта имеет тормозную систему (трубопроводы, тормозные цилиндры, вакуумный усилитель, регулятор тормозов, тормозные колодки и т.д.) аналогичную автомобилю Лада Калина.
Для эффективного и безопасного торможения в Лада Гранта применена диагональная, двухконтурная система трубопроводов, это значит, что первый контур блокирует колеса — правое переднее и левое заднее, а второй контур — левое переднее и правое заднее. На передних колесах установлены дисковые тормоза, на задних установлены барабанные тормоза.
Управление главным тормозным цилиндром происходит через вакуумный усилитель тормозов, что повышает эффективность оперирования тормозной системой посредством нажатия на педаль тормоза.
В зависимости от комплектации автомобиля Лада Гранта тормозная система может быть оснащена антиблокировочной системой тормозов (АБС).
На автомобиле Лада Гранта имеется ручной тормоз, который блокирует задние колеса (разводит тормозные колодки в барабанах). Колодки разводятся через систему рычагов, перемещением стального тросика закрепленного на рычаге находящимся в салоне автомобиля.
Вакуумный усилитель на автомобиле Лада Гранта (показан на рис. 1) диафрагменного типа. Диафрагма является разделяющей перегородкой между разряженной атмосферой создающейся в вакуумном усилителе и внешним атмосферным давлением. Разность давлений уменьшает усилие на педали тормоза. При отпущенной педали тормоза вакуумная и атмосферная камера сообщаются между собой через специальный клапан.
Рис. 1. Схема гидравлической системы тормозов Лада Гранта (без ABS): 1, 25 — тормозные механизмы правого переднего и левого переднего колеса; 2, 24 — тормозной шланг подвода тормозной жидкости к правому и левому переднему колесам; 3,4, 15, 18, 21, 5,10,13,22,27 -трубопроводы гидравлической тормозной системы; 6 — пластиковый бачок главного цилиндра тормозов; 7 — главный цилиндр гидропривода тормозов; 8 — вакуумный усилитель; 9, 30 — держатели трубопроводов; 11 — гибкий шланг тормозного механизма правого заднего колеса; 12, 17- тормозной механизм правого заднего колеса; 14, 31 — скобы крепления гибких шлангов; 16- гибкий шланг тормозного механизма левого заднего колеса; 19 — упругий рычаг привода регулятора давления; 20 — регулятор давления; 23 – педаль тормоза; 24 — гибкий тормозного механизма левого переднего колеса; 26 — тройник контура правый передний — левый задний тормоза; 28 — тройник контура левый передний — правый задний тормоза; 29 — болты крепления тройников
Особенности устройства тормозной системы Лада Гранта с АБС показаны на рисунке 2.
2. Схема гидропривода тормозов Лада Гранта (с антиблокировочной системой): 1, 14, 22 — скобы крепления гибких шлангов; 2 — тормозной механизм правого переднего колеса; 3 — гибкий шланг тормозного механизма правого переднего колеса; 4, 5, 15, 18, 26 — трубопроводы контура правый передний — левый задний тормоза; 6, 10, 13, 27, 28 — трубопроводы контура левый передний — правый задний тормоза; 7 — пластиковый бачок главного тормозного цилиндра; 8-вакуумный усилитель; 9, 24 — держатели трубопроводов; 11 — гибкий шланг тормозного механизма правого заднего колеса; 12 — тормозной механизм заднего колеса; 16 -тормозной механизм заднего левого колеса; 17 — гибкий шланг тормозного механизма левого заднего колеса: 19 – педаль тормоза; 20-тормозной механизм левого переднего колеса; 21 — гибкий шланг тормозного механизма левого переднего колеса; 23 — главный цилиндр гидропривода тормозов; 25 — гидроэлектронный модуль ABS
Рис. 3. Вакуумный усилитель автомобиля Лада Гранта: 1 — фланец крепления наконечника; 2 — шток; 3 — возвратная пружина диафрагмы; 4 — уплотнительное кольцо фланца главного цилиндра; 5 — главный njhvjpyjq цилиндр; 6 — шпилька усилителя; 7 — корпус усилителя; 8 — диафрагма; 9 — крышка корпуса усилителя; 10 — поршень; 11 — защитный чехол корпуса клапана; 12-толкатель; 13- возвратная пружина толкателя; 14-пружинаклапана; 15 — клапан; 16- буфе штока; 17- корпус клапана; А — вакуумная камера; В — атмосферная камера; С, D — каналы
Информацию о принципах работы узлов тормозной системы Лада Гранта, в частности главном тормозном цилиндре и регуляторе давления (регулятор давления устанавливается только на автомобилях без АБС) можно посмотреть в статье «Особенности конструкции тормозной системы автомобиля Лада Приора», конструкция узлов аналогична.
Устройство антиблокировочной системы тормозов (ABS)
При торможении АБС регулирует давление жидкости в рабочих цилиндрах, предотвращая полную блокировку колес. Благодаря этому сокращается тормозной путь и водитель продолжает контролировать траекторию движения автомобиля даже при интенсивном торможении на снегу песке или мокром асфальте.
Принцип работы системы abs. Видео:
Антиблокировочная система включает следующие детали:
- Блок управления. Электроника, меняющая давление за счет открытия и закрытия перепускных клапанов. Она анализирует информацию о вращения колес. При остановке колеса клапан частично сбрасывает давление и колодка давит слабее.
- Датчики, контролирующие частоту вращения. Устройства крепятся на колесных ступицах и работают за счет эффекта Холла. Они передают информацию в ЭБУ.
- Гидравлический блок. В его состав входят гидроаккумуляторы, электромагнитные клапаны для впуска и выпуска, насос с электроприводом и демпфирующие камеры.
В нормальном положении выпускные клапаны закрыты и не дают жидкости выйти из цилиндра. Соответственно, впускные открыты и не препятствуют повышению давления при нажатии на педаль. Когда машина тормозит, жидкость поступает в цилиндр, повышая давление в нем. Если же колесо начинает замедляться слишком резко, ЭБУ перекрывает впускной клапан, препятствуя блокировке. При необходимости подается сигнал на открытие выпускного клапана, уменьшающего давление до величины, при которой колесо разблокируется.
Обзор отдельных элементов
Схема тормозной системы «Калина»:
Схема тормозной системы
1, 5, 13, 16 | Тормозной механизм переднего колеса «Калины», включающий колодки, суппорт, диск, цилиндр |
13, 16 | Тормозной механизм заднего колеса «Калины» – колодки, барабан, цилиндр |
2, 6, 12, 17 | Шланги, идущие к цилиндрам |
3, 7, 11, 18 | Трубки |
4 | Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) |
8 | Бак ГТЦ |
9 | Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) |
10 | Педаль тормоза |
14 | Регулятор давления жидкости в ТЦ задних колес |
15 | Ручка регулятора |
ГТЦ и педаль тормоза
Главный тормозной цилиндр не претерпел никаких изменений относительно предыдущих моделей «Лада» вроде ВАЗ-2110. Он закреплен на вакуумном усилителе тормозов и усилие с педали тормоза передается именно через ВУТ.
Сверху находится бак с двумя секциями и с мерными насечками для контроля уровня жидкости. Датчик, расположенный в бачке, при падении уровня тормозной жидкости зажигает индикатор на приборной панели.
От ГТЦ отходят трубки к обоим контурам. Именно за счет главного цилиндра повышается отказоустойчивость всей конструкции. Когда шток вакуумного усилителя входит в цилиндр и толкает первый поршень, растет давление первого контура, и тормоза срабатывают. За счет давления синхронно срабатывает и второй контур, обеспечивая равномерное усилие на обеих осях.
Главный тормозной цилиндр
Поскольку автомобиль переднеприводный, контуры расположены диагонально, равномерно распределяя усилие на случай отказа одного из контуров. У заднеприводных контуры разделены на оси:
- первый контур – передняя ось;
- второй – задняя.
Педаль тормоза стандартная. Точно такая же установлена на многих автомобилях «Лада», отличий нет. Крепится она прямо на вакуумный усилитель.
Артикул педали тормоза – 1118-3504010. Цена в районе 300 рублей;
Артикул ГТЦ – 1118-350501082. Стоит около 1500-2000 рублей.
Вакуумный усилитель тормозов, как и гидроусилитель руля, предназначен для снижения прилагаемого усилия. Водителю автомобиля без ВУТ приходилось бы сильно нажимать на педаль тормоза, снижая безопасность и комфорт от вождения.
Работает вакуумник за счет разницы давления воздуха, создающего усилие. Он состоит из двух камер – атмосферной, в которую поступает окружающий воздух, и вакуумной, соединенной с выпускной трубой двигателя.
Вакуумный усилитель тормозов
Конструктивно ВУТ состоит из таких компонентов:
- камеры – атмосферная и вакуумная;
- толкатель педали;
- обратный и следящий клапаны;
- возвратная пружина;
- шток гидравлического цилиндра;
- разделительная мембрана;
- корпус механизма.
Конструкция ВУТ не претерпела изменений с ВАЗ-2108, потому подойдет любой, начиная с этой машины.
Артикул ВУТ – 11180-3510010-11. Купить можно примерно за 2500 рублей.
Магистрали и шланги
Трубки взаимозаменяемы с «Грантой». Всего их 4 штуки. Первые две тянутся от главного тормозного цилиндра и уходят к механизмам передних колес. Вторые идут от ГТЦ к регулятору давления рядом с задней осью. Стоят немного – 100-300 рублей.
На «Калине» тормозных шлангов четыре, и они тянутся от цилиндров к трубкам, идущих в ГТЦ и ВУТ. По ценам аналогично – около 200 рублей.
Регулятор давления
Узел позаимствован с автомобиля ВАЗ-2108. Суть работы заключается в корректировании давления жидкости в тормозах на задней оси. Коррекция производится в зависимости от нагрузки на заднюю ось.
Артикул – 21080-3512010-00. Стоит в районе 1500 рублей.
Рабочие тормозные цилиндры передних и задних колес
Тормозной цилиндр – заключающий элемент системы, идущей от нажатой водителем педали до самого диска. При повышении давления в магистрали за счет несжимаемой жидкости поршень цилиндра прижимает колодки к диску, осуществляя торможение. Поршень располагается в суппорте, и чтобы его извлечь, суппорт надо снять.
Главный недостаток тормозных цилиндров – возможное попадание внутрь жидкости и окисление. Закисший поршень двигаться не будет, придется снимать колесо с суппортом, чтобы поменять цилиндр. Очищать смысла нет. Раз пыльник пропускает жидкость – подобное явление повторится вновь.
ТЦ портится, если долго не менять колодки. Поршень будет выдвигаться на максимальную глубину, не предусмотренную изготовителем, и его может перекосить.
Тормозной цилиндр (задний)
Задние и передние РТЦ совсем разные. В тормозном механизме переднего колеса «Калины» РТЦ прижимают колодки к диску. Передние, как и многие элементы, идут еще с ВАЗ-2108, а вот задние ставились с ВАЗ-2105. Передние также отличаются по сторонам (правая, или левая). В тормозной системе заднего колеса «Калины» рабочий цилиндр прижимает колодки к барабану.
Артикул переднего правого РТЦ – 21080-3501044-82. Цена примерно 600 рублей;
Артикул переднего левого РТЦ – 21080-3501045-82. Стоит около 600 рублей;
Артикул заднего РТЦ – 21050-3502040-00. Цена примерно 400 рублей.
АБС – антиблокировочная система. Тормозная система «Калины» с АБС не допускает блокировки колес, сохраняя управляемость и уменьшая путь торможения. Также эта система контролирует торможение каждого из 4 колес, сохраняя устойчивость путем изменения давления жидкости в РТЦ. В повороте сила торможения на каждую сторону также контролируется и отличается, чтобы избежать заноса автомобиля.
Сама система ABS на «Калине» состоит из:
- датчиков скорости и роторов на обеих осях;
- гидроагрегата;
- электронной части;
- гидромодулятора;
- электромагнитных клапанов;
- возвратного насоса.
Система ABS на «Калине»
Датчик скорости похож на электродвигатель. При вращении колеса на блок управления генерируется электрический сигнал, по частоте которого блок понимает скорость этого самого колеса. Затем микроконтроллер производит вычисление, насколько надо уменьшить или увеличить тормозное усилие на колесе, и подает сигнал на гидромодулятор. Тот регулирует давление жидкости в цилиндрах. Если давление слишком низкое, излишки тормозной жидкости уходят обратно в ГТЦ.
Из минусов у ABS этого автомобиля, как и у многих других, – возможный выход из строя электрической части блока управления. От плохих дорог и тряски может разрушиться пайка (или с завода изначально пайка была некачественной), и ABS откажет. Если в блок попадает жидкость, возникает короткое замыкание, окисление и последующее гниение компонентов. Главное – не медлить и сразу нести в сервис либо вручную очистить плату и пропаять сомнительные элементы. Ремонтом ABS занимаются автомобильные электрики.
Индикаторы на приборной панели
Датчики, связанные с тормозной системой:
- Индикатор состояния системы ABS. Загорается в случае неисправности системы.
- Индикатор тормозной системы. Загорается при низком уровне жидкости либо другой неисправности ее узлов. Находится рядом с лампой ABS.
- Индикатор ESC. Поскольку информация строится на датчиках ABS, его тоже можно отнести к тормозной системе. Мигает в случае срабатывания системы либо загорается при неисправности. Надпись ESC OFF говорит, что система отключена.
- Индикатор ручного тормоза. Горит, когда машина стоит на ручнике.
Как заменить тормозную жидкость на Лада Гранта своими руками?
Если ваш автомобиль находится на гарантии, то работы по замене тормозной жидкости следует проводить на станциях технического обслуживания, а если она закончилась, то эту операцию можно проделать и своими руками самостоятельно, достаточно лишь внимательно ознакомится с нашей инструкцией.
Обзор тормозной системы Лада Гранта на видео ниже.
Куда заливать тормозную жидкость
Заливать тормозную жидкость необходимо в расширительный бачок тормозной системы. Он обычно располагается над главным тормозным цилиндром и служит для компенсации тормозной жидкости при ее нагреве, а также для предотвращения попадания в систему воздуха.
Уровень жидкости в бачке должен быть между отметками «MIN» и «MAX». В современных автомобилях есть поплавок с датчиком, который оповестит водителя о том, что уровень жидкости в бачке упал ниже отметки минимума.
Покупка новой детали
Новый фильтр на «четырнадцатую» стоит не более 300 рублей. Запчасти продаются в любых магазинах, специализирующихся на отечественном автопроме. Нужно отметить, корпус воздушного фильтра Ваз 2114 является отдельной деталью и приобретается дополнительно. Низкие цены на комплектующие делают установку воздушного фильтра Ваз 2114 посильной задачей для любого владельца «чепырки».
Некоторые умельцы умудряются своими руками чистить использованные фильтрующие элементы, но по сути, результат от этого нулевой. Ресурс у восстановленных фильтров крайне мал, а времени на ручную очистку требуется немало, поэтому изначально эта затея нецелесообразная.
Большинство автолюбителей предпочитают штатную деталь с маркировкой ВФ-14. Продается на любом авторынке за 150-200 рублей. Если Вы заинтересованы в максимальном ресурсе фильтрующего элемента, то рекомендуем приобретать комплектующие немецких производителей (на рынке представлены изделия фирм MANN и HENGST).
Также в продаже имеются так называемые «фильтры нулевого сопротивления». «Нулевики» ощутимо повышают мощность мотора, но при этом их монтаж требует дополнительной доработки силового агрегата.
Элементы и их роль
Стоит рассмотреть более детально все элементы, а также указать неисправности и методы устранения, которые могут возникнуть. Многие владельцы силового агрегата знакомы с элементами охлаждающей системы движка.
Но, автомобилисты-новички не знают — из чего состоит этот узел и какое предназначение элементов, за что часто бывают, наказаны судьбой.
Термостат
Термостат — элемент системы охлаждения автомобиля, который отыгрывает роль клапана, который перенаправляет поток ОЖ, с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата Лада Гранта составляет 87 — 103 градуса Цельсия. При прогреве автомобиля термостат находится в закрытом состоянии, что позволяет более быстро и эффективнее провести нагрев движка. После достижения температуры жидкости в 60-70 градусов, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор.
Термостат, по праву может считаться наиболее ломающейся частью системы охлаждения автомобиля. Зачастую это связано с тем, что узел заклинивает, и мотор или перегревается, или не греется. Наиболее простое решение проблемы — заменить испорченную деталь.
Водяной насос
Водяной насос или помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Располагается деталь в блоке цилиндров и приводится в движение при помощи приводного ремня от коленчатого вала.
Деталь имеет ресурс в 100 000 км пробега, но в связи с некачественными запасными частями может выходить со строя значительно раньше.
Радиатор и вентилятор
Радиатор и вентилятор системы ОЖ предназначены для обеспечения оптимального охлаждения двигателя. Сам по себе радиатор охлаждается при помощи встречного потока воздуха, но в летний период — этого не хватает, и в работу включается вентилятор.
Электровентилятор приводится в действие при помощи автоматического замыкания цепи с датчиком температуры расположенного на блоке цилиндров. Если двигатель имеет инжектор, то в цепь работы датчик-вентилятор ещё включается и электронный блок управления двигателем. Датчик температуры охлаждающей жидкости становится причиной многих проблем связанным с работоспособностью мотора.
Патрубки и водяная рубашка
Патрубки отыгрывают роль проводящего и соединяющего звена между разными элементами системы ОЖ. Из-за их неисправности может возникнуть утечка охлаждающей жидкости, и мотор попросту начнёт перегреваться.
По водяной рубашке, в силовом агрегате циркулирует охлаждающая жидкость, где она поглощает тепло и выводит его на радиатор. Из-за пробоя этого элемента моет возникнуть гидроудар. Связано это с эксплуатацией силового агрегата на воде, при которой возникает коррозия.